В кино «визитной карточкой» актера, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Также 3 августа День арбуза и День памяти преподобных Онуфрия Молчаливого и Онисима затворника, Печерских, а также в этот день в 1929 году от перрона московского Ярославского вокзала отправился первый электропоезд, в 1959 году в Москве открылся первый Международный кинофестиваль, а в 1988 году из советской тюрьмы досрочно выпущен немец Матиас Руст, посадивший свой самолет на Красной площади.
Подробнее поговорим о выдающемся актере Иннокентии Смоктуновском, которого не стало в этот день. Иннокентий Михайлович Смоктуновский (1925-1994) — советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР (1974), участник Великой Отечественной войны.
Смоктуновского называли первым интеллектуальным актером советского кинематографа: лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты» (12+), «Девять дней одного года» (0+), «Гамлет» (0+), «Чайковский» (0+), «Дамский портной» (12+) и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (12+).
Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Федор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлев во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.
Голодное детство и увлечение театром
Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка (ныне Шегарский район Томской области). Был вторым из шестерых детей. В 1929 году семья Смоктуновичей (фамилия Иннокентия при рождении), спасаясь от голода, покинула деревню.
Не желая идти в колхоз, родители переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира. Брат вскоре умер, а Иннокентий вынужден был воровать на рынке, чтобы выжить.
Отец Иннокентия, одаренный незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту. С началом войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести: как выяснилось позже, погиб.
В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясенный… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой». Еще раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актер Синицын. Однако после первого же публичного показа «Предложения» по Чехову, в котором Смоктуновский играл роль Ломова, он был изгнан из кружка.
Война
Когда отец ушел на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он окончил фельдшерско-акушерское училище, затем перешел на курсы киномехаников, по окончании которых в 1942 году работал в размещенной в Красноярске воинской части и госпитале при ней.
В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр. Много лет спустя актер признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.
В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.
В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнем противника через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, Смоктуновский был награжден первой медалью «За отвагу». Но эту медаль актер получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра им. А. П. Чехова, после спектакля «Кабала святош» по Булгакову.
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провел в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена. В течение месяца его укрывала в своем доме украинская семья. Связь с членами этой семьи он сохранял до конца жизни. В том же доме Смоктуновский познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.
В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы.
Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, он был награжден второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в немецком городе Гревесмюлен.
Оценки творчества
В 1959 году Наум Берковский в статье, посвященной товстоноговскому «Идиоту», назвал Иннокентия Смоктуновского актером интеллектуального стиля, умеющим объединить жест, мимику и позу с «игрой души».
На театральной сцене и в кинематографе актеру довелось играть роли самые разные, объединяла их — князя Мышкина и Иудушку Головлева, Гамлета и Юрия Деточкина — прежде всего ярко выраженная интровертность.
«Смоктуновский, — писала Беньяш еще задолго до чеховского Иванова и Головлева, — актер истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актера неузнаваемо, возникая в разных людях».
В кино «визитной карточкой» актера, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, еще раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актер самодеятельного театра. Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актеров, но кому-то, как Леониду Куравлеву, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого легкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре».
Все сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришел на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актерскими ужимками, приемами, уловками».
Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года на 70-м году жизни, находясь в подмосковном Поселке санатория имени Герцена, где лечился после инфаркта.
И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России», — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один.