Стихия ополчилась на российский Дальний Восток с началом второго летнего месяца. 7 июля из-за непрекращающихся дождей по Амурской области был установлен режим повышенной готовности. Жители городов и районов жаловались на поваленные деревья и столбы. 14 июля во время грозы в селе Малиновка от удара молнии частично выгорел жилой дом. 16 июля из-за дождей вышла из берегов река Урка в Сковородинском районе, затопило семь домов в поселке Ерофей Павлович.
Стихия ополчилась на российский Дальний Восток с началом второго летнего месяца. 7 июля из-за непрекращающихся дождей по Амурской области был установлен режим повышенной готовности. Жители городов и районов жаловались на поваленные деревья и столбы. 14 июля во время грозы в селе Малиновка от удара молнии частично выгорел жилой дом. 16 июля из-за дождей вышла из берегов река Урка в Сковородинском районе, затопило семь домов в поселке Ерофей Павлович.
Июльские ливни
18 июля из-за подъема воды в реке Большой Невер в городе Сковородино подтопило шесть приусадебных участков. В поселке Ерофей Павлович обстановка, напротив, стабилизировалась, режим ЧС был снят.
В 20-х числах месяца из-за обильных осадков на 66 см (до 696 см) повысился уровень воды в реке Уркан Зейского района. Разлившаяся река подтопила дорогу местного значения Зея-Ивановка и несколько домов в самом селе Ивановка. С 20 июля власти Зейканского района ввели режим ЧС, а жителей самой Ивановки – 125 человек – эвакуировали в соседние Зею и Овсянку.
Примерно в то же время в Приамурье разлилась река Гилюй, что нарушило работу парома в Зейском районе – в 60 километрах от поселка Береговой. Людей через реку вынуждены были переправлять сотрудники МЧС.
22 июля из-за ливней режим ЧС был введен уже в Благовещенске. Ливневая канализация не справилась со стихией – ливневый коллектор, который выходит в Амур, оказался на 1,5 метра ниже уровня воды, поэтому стокам, которые шли по коллектору, просто не хватило давления. Вода стояла на дорогах и даже в подъездах домов – по щиколотку, а то и выше. Встал городской транспорт, пострадали жители частных домов и дачных поселков, частично город был обесточен. Вышла из берегов речка Бурхановка.
Коммунальщики взялись за очистку ее русла, но больших результатов это не принесло – вода продолжала прибывать. С улиц Благовещенска откачивали воду, только за первую неделю после ливня – больше 5 тысяч кубометров.
24 июля сильные ливни и грозы вынудили областные власти объявить на территории всего Приамурья режим чрезвычайной ситуации. Наибольшее количество осадков выпало в Зейском, Селемджинском, Магдагачинском, Тындинском, Сковородинском районах и в Благовещенске. Прогнозы синоптиков были неутешительны: уровень воды продолжит подниматься.
Вода наступает
К концу июля начавший было снижаться уровень воды в Уркане вновь поднимается, и многострадальная Ивановка вновь оказывается затопленной. Вслед за Иванов¬кой под воду ушла федеральная трасса. Из-за подъема уровня воды в реке Большой Невер между городом Сковородино и селом Большой Невер затопило дорогу, а после – и сами населенные пункты. Жителей пришлось эвакуировать; на случай дальнейшего ухудшения обстановки были развернуты пункты временно¬го размещения людей, рассчитанные на 870 человек. Река Грязнушка, вышедшая из берегов, затопила трассу Зея-Тыгда.
30 июля жители Большого Невера возвращаются домой, а дорогу Невер-Сковородино открыли для движения – вода спала. Но большая вода не уходит из края, вышла из берегов другая амурская река – Тын¬да. Из-за паводка в Зейском районе Приамурья рухнула электроопора: восемь сел (Алгач, Чалбачи, Березов¬ка, Умлекан, Рублевка, Юбилейный, Амуро-Балтийск и поселок Поляковский) с почти 2,5 тысячами жителей остались без света. Из Ивановки продолжают эвакуировать жителей.
К началу августа в зоне ЧС находятся уже десятки сел. С 1 числа в связи с переполнением водохранилища на Зейской ГЭС взялись за холостые сбросы воды объемом до 3 500 кубических метров в секунду. Полное затопление начало угрожать шести селам, еще 24 населенных пункта оказались под угрозой частичного затопления. Были приготовлены 34 пункта временного размещения на случай эвакуации до 250 тысяч человек.
3 августа из-за непрекращающегося подъема воды закрыта на неопределенный срок таможня Благовещенск – Хэйхэ. Из опасной зоны эвакуировали почти 500 амурских заключенных ЛИУ-1.
4 августа для оценки ситуации в Приамурье прибыл начальник Дальневосточного регионального центра МЧС России. Чтобы прекратило топить амурское село Овсянка, в сосед¬нем селе решили вскрыть дамбу. Под¬топило амурские села Владимировка, Усть-Ивановка и поселок Зазейский, из Владимировки эвакуировано население. По состоянию на 5 августа всего из подтопленных зон эвакуировали 1291 амурчанина. Между тем, уровень воды в реках продолжает прибывать, к 5 августа уровень воды в Амуре в районе Благовещенска под¬нялся до 692 сантиметров.
Паника и рекорд
В Благовещенске начинается пани¬ка. Поверив в неминуемость прорыва плотины, народ толпами ринулся в магазины – закупать продукты. Амурский Роспотребнадзор переведен в режим повышенной готовности из-за наводнения – специалисты начали мониторить качество питье¬вой воды. 7 августа министр МЧС Владимир Пучков, прилетевший на Зейскую ГЭС для оценки обстановки, назвал ситуацию в Приамурье ЧС федерального уровня. На большей части Дальнего Востока введен режим ЧС. Власти начали готовить план эвакуации 240 тыс. жителей Амурской области.
14 августа ливни и увеличение притоков паводковых вод вынудили власти принять решение открыть затворы плотины Бурейской ГЭС. Станция начала холостой водосброс, призванный предотвратить переполнение водохранилища. Против этого решения резко воз¬разило правительство Еврейской АО, в Ленинском районе которого сброс воды неминуемо должен был привести к сильному подтоплению. Однако команда открыть затворы все же была дана – приток воды увеличивался, а со стороны Китая надвигался новый крупный циклон. Губернатор Амурской области Олег Кожемяко заявил о необходимости массовой эвакуации населения.
Как и предполагалось, 18 августа из-за повышения уровня воды в реке Амур на 13 см за одни сутки (преодолена отметка в 970 см, что на 119 см выше опасного) власти Еврейской автономной области приняли решение об эвакуации более тысячи человек, проживающих в Ленинском районе региона. Одновременно на 30% увеличен сброс воды с Зейской ГЭС. Территория наводнения в Хабаровском крае достигла 1 млн кв.м. Уровень Амура у Хабаровска достиг своего исторического максимума в 642 сантиметра – последний раз та¬кое явление было зафиксировано в 1897 году.
Работа властей
Власти Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре возводят дамбы в ожидании паводковой волны. Роспотребнадзор, в свою очередь, заявил о «непрерывном мониторинге» 90 затопленных пунктов, где расположены захоронения животных, переболевших сибирской язвой.
По состоянию на 20 августа, со¬гласно данным Росгидромета, пик паводка в Амурской области прошел: скорость наполнения рек Амура и Зеи замедлилась, и вода начала уходить из региона. Зейская и Бурейская ГЭС впервые за две недели стабилизировали холостой сброс воды. Однако последняя волна паводка, пройдя Приамурье, достигла Хабаровска: она прорывает дамбы, заливая городские набережные и улицы. Под угрозой подтопления оказался и Биробиджан. Из-за проливных дождей на Дальнем Востоке власти ввели режим чрезвычайной ситуации еще в одном регионе – Магаданской области. В результате действия мощного циклона местные реки выходят из берегов, заливают дороги и прорывают дамбы.
На удивление, власти на Даль¬нем Востоке пока не вызывают нареканий жителей. Возможно, люди пока не поняли, что происходит, и жаловаться начнут позже. Однако интернет-пользователи уже отмечают, что сообщения о ситуации в зоне бедствия поступают удивительно спокойные: в них рассказывается больше о том, как сплоченно люди укладывают мешки с песком, чтобы защитить города и железную дорогу от паводковых вод.
– Оказывается, могут и россияне не ждать, что проблема рассосется сама собой, не махать руками в последний момент, крича «Караул!» А власти могут организовать и укрепление береговой линии, и эвакуацию горожан загодя, приготовившись к ней по максимуму, – пишут жители Хабаровска. – Городские службы и власти работают круглосуточно, упрекнуть их в бездействии нельзя. Порой про¬деланная ими работа поражает скоростью и масштабами: за несколько часов возводятся дамбы, всю ночь работают техника и люди.
Однако появились версии, что катастрофы можно было избежать.
– Сбрасывают воду с двух ГЭС – Зейской и Бурейской. Если бы изначально еще в мае спускали воду понемногу, а не сейчас валом, такой ситуации не было бы. То есть по халатности этих людей пострадали тысячи людей, – говорят местные жители.
Масштабы стихии
По информации МЧС России на 26 августа, на территории Амурской области в бассейне реки Зея в 15 районах области остаются подтопленными 66 населенных пунктов – это больше 4,5 тысячи домов и почти 24 тысячи жителей. Разрушено больше 430 км автодорог и 45 автомобильных мостов. Эвакуировано почти 10 тысяч человек. В Еврейской автономной области в 6 муниципальных районах подтоплено 25 населенных пунктов – больше тысячи домов, в которых проживают 4,5 тысячи человек. Разрушено 60 км автодорог. Затоплено больше 20 тысяч гектаров сельхозземель, в том числе – с посевами. Эвакуировано почти 8,5 тысяч человек.
В Хабаровском крае в результате подъема воды в реке Амур в 5-ти муниципальных районах подтоплено 34 населенных пункта, больше тысячи жилых домов с населением почти 4 тысячи человек. Затоплено почти 40 тысяч гектаров земель сельхозназначения. Эвакуировано больше двух тысяч человек.
По предварительным оценкам, общий ущерб от разрушительного паводка составит более 10 млрд рублей.
Самое интересное: