Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному поклоннику его таланта.
Также 5 декабря День поющих звезд, Всемирный день ниндзя, День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, Всемирный день волонтера, Всемирный день трюков и День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, а также в этот день в 1925 году состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в 1936 году была принята сталинская конституция СССР, в 1957 году в СССР был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а в 2009 году в Перми случился пожар в клубе «Хромая лошадь», который привел к многочисленным жертвам.
Подробнее поговорим о двух родившихся в один день поэтах «золотой» эпохи русской поэзии Федоре Тютчеве и Афанасии Фете. Школьная программа по литературе прочно связала некоторых поэтов в народном сознании: Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Цветаеву, Маяковского и Есенина. Один из таких «дуэтов» — Федор Тютчев и Афанасий Фет.
Несмотря на приличную разницу в возрасте, — Тютчев был на 17 лет старше Фета — они не только родились в один день и были хорошо знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.
Творческое общение Тютчева и Фета
Когда именно произошло первое знакомство двух поэтов — доподлинно неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному поклоннику его таланта. Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, однако отвечал ему тем же.
В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна», - писал Фет. С точки зрения Фета в стихотворениях Тютчев является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.
Существует несколько известных стихотворных обращений Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты... » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес...» 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:
При этом Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «...Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он.
«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими», - вспоминал Фет.
Фет также вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!»
И, если о первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться.
Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях: «В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».
Одинаково разные
Несмотря на то, что поэтов часто объединяют в условный «дуэт», их творчество существенно отличается. По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет поэтическую форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода.
Фрагментарность у поэта «стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений». Тютчевское стихотворение, по Тынянову, «является одним сложным образом». Эти фрагментарные формы, так не похожие на аналогичные формы поэзии Жуковского, Пушкина и других современников и присущие только лирике Тютчева, Ю. Н. Чумаков определяет как идиоформы.
При этом тематический круг поэзии Тютчева узок, невелик. Он — «поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней все собрано, уплотнено и в то же время рассредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов».
Один из первых серьезных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский указывает на наиболее характерную черту поэтики Тютчева — «обилие дуплетов и повторений», когда «каждая тема повторена несколько раз, с сохранением всех главных отличительных ее особенностей».
В любовной лирике Ф. И. Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой.
Афанасий Фет, в свою очередь, был мастером словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.
Стихи Афанасия Фета – о природе и человеческом восприятии ее явлений, о радости жизни, о любви. Поэзия Фета идеальна, прозрачна, словно вода из холодного, чистого колодца, особенно на фоне современности. И в то же самое время, творчество мастера поэтического слова довольно жизнеутверждающее.
Известный в литературной среде критик Ю. Айхенвальд писал, что «Вся мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от стихотворений Фета замирает сердце и кружится голова».