«Ликвидация» - это своего рода возвращение к «адекватному» взгляду на историю СССР.
Сериал «Ликвидация», показанный по телеканалу «Россия», имел оглушительный успех. Его полюбили все: и простые люди, и интеллигенция, и молодежь, и люди старшего возраста. И это неудивительно, ведь привыкшие к незамысловатым сериальным историям, снятым в расчете на более поверхностную аудиторию, зрители впервые почувствовали, что постановщики картины относятся к ним с уважением.
«Ликвидация» — это российский многосерийный детективный телевизионный художественный фильм 2007 года режиссера Сергея Урсуляка, рассказывающий о борьбе Советской власти с преступностью в послевоенное время (в 1946 году) в Одессе. В сюжете, в частности, отражен широко распространенный миф о том, как маршал Жуков ликвидировал одесскую преступность путем бессудных арестов уголовных авторитетов и специально организованного «отстрела» уличных грабителей.
Захватывающая история, подлинные страсти, обаятельный, а не дешевый юмор, настоящая, а не анекдотичная Одесса, блистательные актеры — все вместе способствовало успеху этой масштабной ленты. Сразу же после выхода киноленты восхищенные критики поспешили отметить, что после советских «Место встречи изменить нельзя» (12+) и «Семнадцати мгновений весны» (12+) на нашем экране впервые появился телесериал такого высокого художественного уровня.
Однако дело было не только в художественном уровне. Сериал «Ликвидация», вышедший на экран в 2007 году, стал первой российской картиной, которая впервые за долгие годы (с конца 80-х годов) не выставляла советскую власть в дурном свете. Картина стала в своем роде переосмыслением истории и первой вехой на пути «отдаления от Запада» и разворота страны в сторону исконных ценностей и ориентиров.
Создание и выход фильма
Сценарий фильма был основан на хранящемся в музее истории органов внутренних дел Одесской области дневнике Давида Курлянда, служившего заместителем начальника Одесского уголовного розыска в послевоенные годы (вышел на пенсию в 1963, умер в 1993 году) и ставшего прототипом главного героя Давида Гоцмана.
Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось «удивительно точно передать характер деда», то сын Анатолий категорически заявил, что создатели фильма «мало того что сюжет фильма «содрали» с дневников его отца, так еще и его образ полностью исказили». Параллельно со съемками на базе сценария писатель и историк Вячеслав Бондаренко писал двухтомную новеллизацию, изданную одновременно с релизом фильма.
Съемочный период картины продолжался с июня по ноябрь 2006 года. На роль Фимы-Полужида был первоначально утвержден Андрей Краско. С ним был уже снят целый ряд сцен, но 4 июля 2006 года на ночных съемках актер почувствовал себя плохо и умер в машине «скорой помощи» по дороге в больницу.
Продюсеры в Москве в течение двух часов решали, продолжать ли снимать «Ликвидацию» или останавливаться и уезжать из Одессы. Решено было продолжать съемки: роль Фимы исполнил Сергей Маковецкий. Пришлось переснять ранее отснятые сцены с Фимой, но в фильме все же осталась одна сцена с Андреем Краско — та, где убитый Фима лежит лицом вниз.
«История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма, - рассказывал режиссер картины Сергей Урсуляк, - Алексей Поярков (сценарист) писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном, таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру... Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике (жене): представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить... Своей группе сказал - увидел вдруг радостные лица... И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы»... Послали ему сценарий, Володя прочитал, и... семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана».
Для того, чтобы вжиться в роль и добиться такого впечатляющего успеха, Машкову пришлось потрудиться. Он почти безвылазно прожил в Одессе целый год, постригся под «полубокс», принципиально не вылезал из пиджаков и галифе по послевоенной моде. Еще, по слухам, актер похудел для этой роли на 20 кг и почти все трюковые сцены в фильме исполнял сам. Был, по словам Светланы Крючковой, «не Володей Машковым, а Гоцманом. Ходил всюду, плевал свои семечки и был абсолютно счастлив».
Машков много общался и с ветеранами одесской милиции, и с «авторитетами» воровского мира. Один из «кидал», когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, обучал актера «финтам» при игре в карты. Но для него в принципе все это было не внове - помог аналогичный опыт в картине «Вор» (18+), да и собственные воспоминания. Владимир никогда не скрывал, что в Новосибирске у него была довольно-таки криминальная юность, уличные драки до первой крови. И поступать в театральный он приехал не только с жутким говором, но и с поддельной золотой фиксой на переднем зубе.
При этом, что примечательно, снявшийся в картине Владимир Меньшов уже играл роль маршала Г. К. Жукова в фильме «Генерал» (12+). В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %). После выхода сериала, в 2008 году, у входа в здание Главного Управления МВД Украины по Одесской области был установлен памятник Давиду Гоцману.
«Ликвидация» лишь умеренно критикует советскую власть
Имеющий «демократические взгляды» противник советской власти писатель Андрей Кокотюха отмечает: «Вспомните: еще не так давно идейные враги советской власти, кем бы они ни оказывались по жизни, всегда были для кино, в частности «перестроечного» и российского постсоветского, героями положительными. Теперь те, кто не любит советскую власть, подлежат уничтожению. Нет ли здесь намека на то, что русская культура, в частности кино, снова готовы отстаивать и защищать подвергнутые когда-то обструкции советские ценности?».
Сериал «Ликвидация» действительно, хоть и довольно аккуратно, защищает советские ценности. По крайней мере, он не подвергает их контрастной критике в формате «черное-белое». На темной стороне в сериале выступают преступники в послевоенной Одессе. На светлой – конкретные борцы с преступностью, представители советской власти.
По сюжету попавший в опалу у Сталина Георгий Жуков был «сослан» командовать Одесским военным округом. Приехав, маршал Победы обнаружил в Одессе разгул послевоенного бандитизма. Жуков решил это дело прекратить. Под его руководством была разработана операция «Маскарад», в которой участвовали самые опытные офицеры, как мужчины, так и женщины.
Историки сомневаются в том, проводилась ли операция «Маскарад» в реальности. Сам режиссер фильма «Ликвидация» Сергей Владимирович Урсуляк признался в том, что почти все события, происходящие в киноленте, вымышлены.
Однако в любом случае «Ликвидация» - это не просто хорошая художественная лента с целой плеядой известных актеров. «Ликвидация» - это своего рода возвращение к «адекватному» взгляду на историю СССР. В Советском Союзе, как известно, были как перегибы, так и вполне себе разумные решения. А что касается борьбы с преступностью, то нет сомнений, что в послевоенные годы она основывалась на идеалах справедливости.