Школа - новый этап в жизни ребёнка, к нему необходимо подготовиться заранее. 1 класс – это адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, новым заботам. Основная задача ложится на плечи родителей, именно им предстоит помочь ребёнку преодолеть психологический стресс, приобрести новые навыки и привычки.
Начало школьной жизни – очень ответственный момент для всей последующей жизни малыша. Большинство приоритетов, навыков общения, психологических установок закладывается именно в первый год обучения в школе. Поэтому к моменту начала занятий в школе очень важно, чтобы он был психологически готов к обучению. Психологическая готовность – это такой уровень психического развития ребёнка, который является достаточным для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. По мнению психологов, такая готовность формируется у ребёнка к 7 годам. Те же психологи делят её на личностную и интеллектуальную. Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень познавательных интересов, желание учиться, приобретать новые знания. Ребёнок может хотеть в школу, это может быть для него интересно, ново. Но это ещё не желание учиться. Детский психолог Л.А. Венгер пишет: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Еще до школы нужно постараться выработать у ребёнка такие навыки и умения, как умение преодолевать трудности, не унывать при неудачах, быть собранным. В школе ему очень пригодятся аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого после прочтения книжки попросите ребёнка пересказать прочитанное. Это поможет ему научиться анализировать материал, разовьет речь, сделает её образной.
Современная школа предъявляет высокие требования к ребёнку и в плане таких качеств, как любознательность, внимательность, усидчивость, умение работать в группе, память, потребность в поиске ответов на вопросы. Ребёнок должен уметь регулировать своё поведение, выполнять в течение длительного времени не очень интересное для него задание. Для этого можно использовать занятия, требующие удержания внимания и сосредоточенности: лепка различных видов, чтение, разгадывание загадок, логические рассуждения.
Личностная готовность к школе рассматривается психологами как потребность и умение общаться со сверстниками, способность выполнять требования учителя, достаточная самооценка. Здесь может помочь информация родителей о школе, об особенностях обучающего процесса, об учителях. Ребёнок должен быть достаточно самостоятелен в уходе за собой, чувствовать себя уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Роль родителей в данном случае важна для формирования позитивного восприятия школы.
В летний период перед школой постепенно переводите ребёнка на новый режим дня. Отдых должен чередоваться с занятиями, вставать нужно в определённое время.
Перед школой заранее нужно обратиться к врачам, особенно, если у ребёнка имеется хроническое заболевание. Даже если он здоров, ему нужно пройти курс витаминотерапии, укрепить иммунную систему, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым годом обучения в школе, была меньше.
Психологи считают, что готовность к школе зависит и от пола ребёнка. У девочек лучше интеллектуальная и эмоционально-личностная готовность, поэтому в первом классе часто наблюдается большая успешность в учёбе у девочек, чем у мальчиков. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что и утомляемость в течение первого года обучения у мальчиков в 6 раз выше, чем у девочек. Это зависит от врождённых особенностей функциональной организации головного мозга. У мальчиков дольше созревает левое полушарие мозга, у девочек – правое. Мальчики пытаются использовать разные типы мышления при изучении разных предметов, девочки же используют образное мышление, что не столь утомительно.
Напоследок несколько рекомендаций психологов:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются.
- Не требуйте от мальчиков повышенной аккуратности и чёткости в выполнении заданий.
- При подготовке к школе старайтесь мальчикам давать такие задания, которые требуют оригинальности при их решении, сообразительности. Они справляются с нетиповыми заданиями, ищут собственные решения.
- С девочками наоборот, нужно разобрать последовательность действий при решении задания. К самостоятельности мышления их нужно приучать постепенно.
Готовьте ребёнка к школе постепенно, без рывков, старайтесь, чтобы он осознавал, что идёт процесс подготовки к чему-то неизведанному и новому, но очень интересному. Радуйтесь вместе с ним, вспоминайте своё детство и случаи успехов и неудач, своих школьных друзей, незабываемую романтику школьных праздников и будней.
Самое интересное: