Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец».
В России традиционно 7 апреля вспоминают трагическое событие 1989 года, когда произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Гибель уникального боевого корабля тогда, в далёком 1989-м, стала шоком и горем для многих неравнодушных граждан уже трещавшего по всем швам Советского Союза. Впоследствии Родине пришлось столкнуться со страшнейшими историческими вызовами, которые затмили трагедию «Комсомольца». Но погибшие на «Комсомольце» моряки, до конца сохранившие верность присяге, и всеми силами пытавшиеся спасти свою подводную лодку, заслуживают того, чтобы память о них сохранялась. С тех пор минули 35 лет, но россияне 7 апреля чествуют героев, которые несли на своих плечах огромную ответственность и отдали свою жизнь, служа Родине. Вспоминают всех: и тех, кто навсегда ушел в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто смог выжить в аду из огня и воды.
«И на наших плечах Океан вновь лежит»
Созданная в Северодвинске субмарина АПЛ К-278 впервые была спущена в воду в 1983 году. У нее были выдающиеся технические характеристики, позволяющие опуститься на глубину до 1020 м. Через год поступила на вооружение Северного флота ВМФ СССР, а через пять лет получила имя - «Комсомолец». Помимо оборонных функций «Комсомолец» занимался еще и научными изысканиями.
В третье автономное плаванье на три месяца «Комсомолец» отправилась феврале. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Обстановка была неспокойная, даже тревожная: в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. «Комсомолец» обнаружил несколько иностранных подлодок, вел за ними слежение.
В тот злополучный апрельский день АПЛ К-278 завершил дальнее плавание в Норвежском море. Неожиданно на борту возник пожар, причина которого так и осталась тайной.
Как следует из вахтенного журнала АПЛ «Комсомолец», тогда подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов (примерно 15 км/ч). В 11 часов утра прозвучал сигнал тревоги — в 7-м отсеке начался пожар. Старший матрос, находившийся рядом с очагом, не выходил на связь, и только потом стало известно, что он молчал, потому что уже погиб. Выжившие считают, что он мог бы сказать причину возгорания. ЧП привело к разгерметизации корпуса. Экипаж оперативно начал борьбу за живучесть корабля, пытался справиться с пожаром, но уже через шесть часов подлодка пошла ко дну. Из 69 членов экипажа спаслись немногие. 42 человека утонули в ледяной воде. 27 человек выжили. 16 тел погибших были подняты на борт подошедших кораблей. Тела погибших были преданы земле. Но 23 из них так и остались в море. Все выжившие награждены орденом Красного Знамени.
"Оргвыводов сделано не было. Командующий Северным флотом адмирал Феликс Громов продолжил службу и через три года стал главкомом ВМФ России. Лодка не была поднята", - написал "Коммерсант".
Мы помним их. Всех. И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды.
Последнее погружение
29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ «Щука») Северного флота произошел взрыв и пожар. Причем во время отработки задач в море экипаж отметил неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. Корабль вернулся на базу. На борт поднялся начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Агрегат попробовали запустить, но произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. Пострадали пять моряков и сам Ляшко. Капитана первого ранга врачам спасти не удалось: он скончался по дороге в госпиталь.
«Мы уходим на дно. Помолитесь за нас»
12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 "Курск" Северного флота ВМФ России. Лодка класса 949А "Антей" была атомная, с крылатыми ракетами.
Лодка под командованием капитана первого ранга Геннадия Лячина
участвовала в учениях Северного флота. Кроме штатного экипажа, на борту находилась группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель». В 11 часов 28 минут в районе маневров был зафиксирован подводный взрыв, и сразу же за ним - второй. И тишина. Полная неизвестность. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поисковые мероприятия. Только на следующий день «Курск» обнаружили лежащим на грунте на глубине 108 м. Все попытки спасателей проникнуть внутрь, не увенчались успехом. Вся страна, замерев, следила за новостями, то теряя, то вновь обретая надежду, что людей удастся спасти, хоть кого-нибудь. 21 августа официально объявили о гибели всего экипажа - 118 человек.
Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев были понижены в должностях и затем ушли в отставку. Всего по итогам расследования были уволены или понижены в должности 14 высокопоставленных офицеров.
Осенью 2000 года при поддержке норвежских специалистов была проведена водолазная операция. Удалось поднять 12 тел членов экипажа. Сам «Курск» подняли только на следующий год, после чего утилизировали.
Через три года после трагедии на «Курске» произошла катастрофа на атомной подводной лодке К-159 («Кит»). Парадокс заключается в том, лодку готовили к утилизации, поскольку спущена она была на воду еще в советские годы в 1963 году и достойно прослужила Отечеству четверть века. С 1989 года по 2003 год находилась в пункте временного хранения на плаву. В последних числах августа 2003 подводную лодку «везли» на утилизацию с базы Гремиха в Полярный.
На борту были десять человек, командиром был капитан второго ранга Сергей Лаппа. В тот день штормило, и силой ветра оторвался понтон, приваренный к прогнившему легкому корпусу. Лодка не удержалась на плаву и затонула на глубине около 170 м. 9 членов экипажа погибли. Спасся только один - старший лейтенант Максим Цыбульский.
Командующий СФ адмирал Геннадий Сучков был отстранен от должности. 18 мая 2004 года по статье «Халатность, повлекшая гибель людей» приговорен к четырем годам лишения свободы условно с отсрочкой на два года. В отношении командира соединения подводных лодок капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, руководившего переходом, возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил кораблевождения».
14 ноября 2004 года на базе Вилючинск (Камчатка) произошла трагедия на атомной лодке класса 667БДР «Кальмар». Во втором отсеке АПЛ матросы занимались дозаправкой водой аккумуляторной батареи из цистерны пресной воды. В цистерне долива оказался неисправным редукционный клапан, поэтому вода в эту цистерну подавалась под большим давлением. В результате цистерну долива разорвало. При взрыве один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое подводников получили ранения. Экспертиза показала, что на редукционном клапане образовался коррозийный налет.
1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик», находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание.
Тем вечером атомная подлодка, состыкованная с базовой станцией, вышла из Оленьей Губы и, предположительно, направилась на северо-запад. Путь лежал до Мотовского залива, где располагается полигон. На нем российские подлодки опускаются на предельные глубины (до 600 м). После выполнения задания (военная тайна) «Лошарик» поднялся наверх и состыковался с лодкой - носителем. По некоторым данным, пожар произошел в носовой части, что и позволило спасти часть экипажа, да и саму станцию. До сих пор остались тайной и цели экипажа, и точное количество людей. Официально было объявлено о 14 погибших моряках-подводниках.
7 апреля россияне вспоминают не только экипаж «Комсомольца», но и всех моряков, которые служили в сложнейших условиях глубин океана. В городах, поселках, селах, где есть памятники и мемориалы погибшим подводникам, возлагают венки и цветы. В храмах проводятся поминальные службы. Россияне молятся о тех, кто ушел в море, но так и не вернулся домой.
«Прощайте. Не ждите писем, не грустите. Встречайте. Когда придёт в Ваш дом весна. Гуляйте. Пойте песни, веселитесь, А мы в глубины, Быть может даже навсегда» - строки из стихотворения Андрея Швиденко.
Сегодня, когда Россия ведет специальную военную операцию на Украине, воюя фактически с НАТО и Западом, служащие ВМФ России внимательно отслеживают ситуацию. И не из-за Черного моря. Враг проявляет интерес к Чукотке, Арктике, Сибири.
Фото на главной: стоп-кадр клипа песни «В море» Андрея Швиденко