Выступление было подавлено силами милиции и армии, при этом указание подавить «антисоветский бунт» силой исходило лично от Хрущева.
Также 2 июня День здорового питания, День спутникового мониторинга и навигации и народный праздник Тимофей Грядочник, а также в этот день в 1955 году СССР и Югославия восстановили дипломатические отношения, разорванные в 1948 году, в 1968 году рукопись романа «Архипелаг ГУЛАГ» была тайно переправлена Александром Солженицыным за границы СССР, а в 2019 году Китай опубликовал «Белую книгу» о торговой войне с США.
Подробнее поговорим о «Новочеркасском расстреле» - исторических событиях, произошедших в городе Новочеркасск Ростовской области 1—3 июня 1962 года в результате забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода им. С. М. Буденного (НЭВЗ) и других горожан в ответ на повышение цен. При этом 2 июня против протестующих было применено огнестрельное оружие.
Выступление было подавлено силами милиции, армии и КГБ СССР, а вся информация о новочеркасских событиях, в том числе о количестве погибших и раненых, была засекречена. По официальным данным, частично рассекреченным только в конце 1980-х годов, при штурме городского отдела милиции было убито 5 человек, при разгоне демонстрации 17, еще 70 человек получили тяжелые огнестрельные ранения. Позже вечером 2 июня было убито еще 2 человека.
Документы, опубликованные в книге А. В. Сушкова «Президиум ЦК в 1957—1964 гг. Личности и власть», показали, что указание подавить «антисоветский бунт» силой исходило лично от Хрущева. Второй секретарь ЦК Ф. Р. Козлов еще в Москве предлагал другие варианты разрешения ситуации. Данные кровавые события рассматриваются как предвестник заката политической карьеры Н. С. Хрущева.
Причины
К началу 1960-х годов в СССР сложилась тяжелая экономическая ситуация. Из-за проблем в сельскохозяйственной и финансовой сферах в начале 1962 года в стране образовался острейший дефицит хлеба, круп, растительного масла, мяса, молока и других основных продуктов питания. В этих условиях руководство страны вынуждено было пойти на повышение цен на продовольствие с целью сгладить дисбаланс потребительского рынка.
Хрущевское руководство стремилось любыми способами добиться повышения рентабельности аграрного производства. В то же время для данных реформ такая мера была не подготовлена, так как предыдущая сталинская политика ежегодного снижения цен имела большую поддержку советского народа.
1 июня во всех центральных газетах 1962 года было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении цен на мясомолочные продукты». Было решено повысить розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 31 % и на сливочное масло — на 25-35 %. При этом в газетах это событие преподнесли как «просьбу всех трудящихся».
За три месяца до описываемых событий администрация Новочеркасского электровозостроительного завода на 10% снизила расценки за тяжелый труд, что привело к уменьшению заработной платы, а дирекция НЭВЗа почти на треть увеличила норму выработки для рабочих (в результате заработная плата и, соответственно, покупательная способность существенно снизились).
Повышение цен вызвало острую реакцию по всей стране. В Москве, Ленинграде, Киеве, Донецке, Днепропетровске и других городах появились листовки с призывами свергнуть «антинародную советскую власть». За исключением Новочеркасска дальше этих призывов события не пошли.
Новочеркасский электровозостроительный завод, располагавшийся в пригороде Новочеркасска, поселке Буденновский, по сравнению с другими предприятиями города отличался технической отсталостью, здесь широко использовался тяжелый физический труд, были плохие бытовые условия, высокая текучесть кадров. На заводе не решалась жилищная проблема, а плата за съем жилья у частников составляла 20-30 % от зарплаты рабочих.
Поэтому администрация завода была готова нанимать на работу даже тех, кого больше никуда не принимали, включая вышедших из тюрьмы уголовников. Повышенная концентрация бывших заключенных в сталелитейном цехе на первой смене отчасти повлияла на остроту начальной стадии конфликта.
Хронология событий
Ранним утром 1 июня начался стихийный митинг формовщиков сталелитейного цеха, которые обсуждали описанное выше постановление о повышении цен. Начальник цеха Чернышков и заведующий промышленным отделом Ростовского обкома Бузаев попытались успокоить митингующих и призвали начать работу. Однако со временем ситуация начала накаляться и к митингующим присоединились их товарищи из других цехов, в том числе кузово-сборочного цеха, где весной уже прошла аналогичная забастовка.
Люди требовали от начальства ответа на вопрос «На что нам жить дальше?». Вскоре появился директор завода Борис Николаевич Курочкин. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, он в своем сумбурном выступлении, заметив невдалеке торговку пирожками, попытался разрядить обстановку шуткой: «Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером». Этим директор грубо оскорбил рабочих, что вызвало всеобщий гнев.
Директора начали освистывать и выкрикивать в его адрес оскорбления, произошла нецензурная и крайне острая перепалка, которая закончилась бегством Курочкина. Сама же фраза послужила детонатором для последующих событий.
Забастовка начала охватывать остальной завод: услышав тревожный гудок, приходили люди из близлежащих районов и других предприятий. К 12 часам большая группа митингующих в количестве 300—500 человек с самодельными плакатами вышла с территории завода и собралась у здания заводоуправления. На остановленном локомотиве кто-то написал: «Хрущева — на мясо!».
Н. С. Хрущеву было доложено о забастовке в Новочеркасске. Он отдал приказ подавить «антисоветский бунт» всеми возможными средствами и в самый кратчайший срок. В итоге было решено задействовать армию. Военнослужащие оцепили заводоуправление, капитан Пожидаев потребовал от митингующих немедленно разойтись, что те не выполнили. К заводоуправлению также были подтянуты сводные части милиции в форме, численностью до 200 человек.
К вечеру работники милиции задержали около 30 хулиганствовавших участников погромов. Когда к вечеру стало ясно, что власти не собираются применять никаких мер, митингующими было принято решение на следующий день пойти к горкому КПСС в центр города.
В ночь с 1 на 2 июня в город вошли танки и солдаты. Танки вошли в заводской двор и стали вытеснять еще остающихся там людей, не применяя оружия. Среди собравшихся распространился слух, что несколько человек были задавлены гусеницами, и толпа стала бить тяжелыми предметами по броне, пытаясь вывести из строя танки. В результате ранения получили несколько солдат.
Хрущев повторил вчерашний приказ: подавить «антисоветский бунт силой». Примерно к 10 часам манифестанты подошли к мосту через Тузлов. Им навстречу вышли командир мотострелкового полка Михеев со старшими офицерами, предложившие прекратить шествие и разойтись. Однако этот призыв остался без ответа: масса людей спокойно перелезала через танки и БТРы, а часть людей перешла реку вброд. На другом берегу реки обе части соединились и продолжили движение к центру.
Приближение демонстрации сильно напугало находившихся в горкоме КПСС членов Президиума ЦК КПСС. Часть протестующих ворвалась внутрь здания администрации и разбила стекла окон, двери, повредила мебель, телефонную проводку, сбросила на пол люстры, портреты. Они избивали партийных и советских работников и сотрудников КГБ, которые были в здании. Несколько протестующих пробрались на балкон, выставив красное знамя и портрет Ленина, и начали выступать с требованиями о снижении цен. Примерно 30-50 человек направились к горотделу милиции. В их числе был пьяный Владимир Шуваев, который призывал убивать солдат и вешать коммунистов.
По заключению прокурорской экспертизы 1991 года, особо буйствующие участники беспорядков пытались вырвать оружие из рук солдат. Те, отбиваясь и защищая свое оружие, вольно или невольно снимали автоматы с предохранителей и в горячке начинали стрелять. Пули хаотично полетели в гущу толпы, рикошетили от асфальта и стен домов. 10-15 демонстрантов упало, после чего остальные начали разбегаться. На площади погибли 17 человек.
Окончательно протест был подавлен лишь 3 июня. На суде, состоявшемся в Новочеркасске 13—20 августа 1962 года, семерым из «зачинщиков» забастовки были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, 103 человека получили сроки от 2 до 15 лет лишения свободы.
В 1996 году все осужденные были реабилитированы. В 1990-х годах новые власти назвали виновных, по их мнению, в расстреле — членов советского партийного руководства, однако их наказание не состоялось по причине смерти последних.