
Использование соли в качестве реагента вредит не только бюджету, но и здоровью людей.
Зима на большей части России длится от 4 до 6 месяцев: именно столько на дорогах и тротуарах лежат снег и лед. Одной механической уборкой тут не обойтись: будет катастрофически скользко – как для людей, так – и для машин. Поэтому улицы городов необходимо обрабатывать материалами, которые помогут бороться со льдом и снегом. Самый известный и часто применяемый – соль. К сожалению, ее частое использование слишком дорого обходится всем нам. В зоне риска находятся горожане: и не только их обувь и машины, но и здоровье. Особенно досадно, что существуют альтернативные решения, которые могли бы быть эффективнее и менее вредными, однако пока они остаются недооценёнными.
Соль или хлористый натрий (она же - хлорид натрия (NaCl) начали повсеместно использовать для борьбы с наледью в Российской Империи еще с конца XIX века. В те годы, когда все вокруг было намного более «натуральным», дороги и тротуары обрабатывали поваренной (пищевой) солью – той, что мы используем на кухне.
Сейчас на такую роскошь давно никто не раскошеливается: применяют соль техническую. По сути, между ними пропасть: ибо «техническая» содержит колоссальное количество вредных примесей из-за минимальной степени очистки. Это медь, свинец, железо, различные оксиды и многое другое.
Но даже «натуральная» поваренная соль была не самым идеальным решением. Горожане еще в XIX веке жаловались, что она разъедала копыта лошадей. На что же способна соль техническая?
Она разъедает шины и лакокрасочные покрытия машин, ускоряет коррозию их металлических частей. Оставляет белые разводы на одежде и обуви, делает кожаные изделия жесткими и ломкими. Засаливает почву, приводя к болезням и гибели зеленых насаждений. Может вызывать химические ожоги лап у собак после продолжительных прогулок, и аллергические реакции у детей, которые часто играют с загрязненным снегом.

Есть у нее и еще один серьезный риск. Она ускоряет износ железобетонных и металлических конструкций. Самый громкий случай, связанный с этим, произошел в декабре 2023 года, когда станция метро «Сенная площадь» в Санкт-Петербурге была закрыта на ремонт из-за обрушения ступеней входной группы. Выяснилось, что железная арматура опорной плиты была просто изъедена солью. Чудом тогда никто из людей не пострадал. А вот бюджет Северной столицы лишился 16 млн рублей – во столько обошелся ремонт.
Кстати, в городе как чувствовали, что с солью выйдет какая-то беда. Еще в 2019-м ее использование ограничили: она применяется точечно при резких колебаниях температуры. Но, как показал случай с входной группой метро, даже разовые использования способны оказать серьезное негативное воздействие.
И это не говоря уже о том, что свой главный вред техническая соль наносит сейчас - по весне, на солнышке, при усилении ветра и появлении пылевых бурь. На дорогах и тротуарах накапливаются остатки соли, смешанные с пылью, частицами автохимии и другими загрязнителями. Ветер поднимает это в воздух, образуя пылевой аэрозоль с токсичными соединениями. В них не только примеси из самой соли, но и остатки стеклоомывателей, масел, бензина, тяжелых металлов и других вредных веществ, которые оседают на дорогах в течение зимы.
«Заряженные» всем этим частицы пыли раздражают слизистые оболочки дыхательных путей, что приводит к обострению хронических заболеваний, таких как астма, бронхит и аллергия. Токсичные вещества могут проникать глубоко в легкие и даже попадать в кровоток, вызывая системное воздействие на организм. А это – рост риска развития сердечно-сосудистых и иммунных заболеваний. При этом наиболее уязвимы дети, старики, и те, кто уже страдает респираторными или сердечными заболеваниями.

И не забываем про то, что по весне остатки технической соли начинают сбрасывать не самые свои лучшие компоненты в подземные воды. Конечно, раз-другой все это растворится бесследно. Но когда вредные вещества поступают год за годом, риски для здоровья людей начинают возрастать. В ряде городов вредные компоненты могут попасть в систему водоснабжения. Но даже там, где это технически невозможно, они поступают в водоемы, где потом летом купаются горожане. Попадают на участки частных домовладений, питая высаженные там растения.
В итоге, использование технической соли в городах не только ухудшает экологическую обстановку, но и создает серьезную угрозу для здоровья населения. Но если с ней столько проблем, то почему ее до сих пор не заменят на что-то более безопасное? Химия же давно шагнула вперед
Действительно, коммунальные службы любого мегаполиса, как и населенного пункта по меньше, вполне могут использовать для обработки дорог и тротуаров многокомпонентные противогололедные материалы (ПГМ). Это смесь чистых солей: хлоридов натрия, кальция, калия, магния и некоторых других. Смесь применяется потому, что когда компонентов много, она плавят лед быстрее, чем те же самые вещества, если их использовать по одному. Скажем, хлорид кальция ускоряет таяние, выделяя тепло. А хлорид магния снижает температуру замерзания воды, не позволяя ей обратно превратиться в лед.
Чтобы повысить потребительские свойства и снизить экологический вред, реагенты гранулируют и комбинируют с органическими добавками. Благодаря ингибиторам – ацетатам, карбамидам и формиатам, ПГМ разлагаются на углекислый газ и воду под действием солнечного света и бактерий. При этом формиаты и карбамиды уменьшают воздействие остальных реагентов на окружающую среду, минимизируют возникновение коррозии на автомобилях и другом металле. Среди хорошо зарекомендовавшими себя с экологической точки зрения ПГМ, можно выделить такие реагенты, как UOKSA («Салина Трейд»), TALVI (завод Klinin), ICEBURN («БСК-соль»), ROCKMELT («KTM»), BIONORD («УЗПМ»).
Крайне важное для России свойство ПГМ – они работают при температурах до – 30 градусов по Цельсию. А техническая соль после – 10 градусов уже малоэффективна.
Еще один практический момент, хорошо знакомый дорожным строителям: от многочисленных перепадов температур «через 0» асфальтовое покрытие начинают прорезать многочисленные «капилляры» трещин, которые с каждым новым похолоданием (и превращением воды в лед внутри дорожного полотна), буквально, изнутри разрывают асфальт. Соль на этот процесс никак положительно не влияет. Просто растворяет лед, но потом вода вполне успешно обратно замерзает внутри асфальта. «Старая» соль уже не срабатывает и не мешает льду образовываться.
Тогда как ПГМ образуют на дороге тонкую пленку, предотвращающую повторное замерзание.
Во-первых, это сокращает количество обработок дорожного полотна и тротуаров. А чем их меньшее – тем ниже стоимость ресурсов, включая технику, топливо и человеческий труд. А, во-вторых, снижая число «промерзаний» асфальтового покрытия изнутри, ПГМ работают на увеличение срока службы дорожного покрытия. Лишний год-два даже для десяти километров улицы уже означает десятки, если не сотни миллионов рублей экономии. Поэтому те городские службы, которые выбирают соль из «экономии», на самом деле просто перекладывают колоссальные расходы с текущей зимы на весну-лето, которые придут через два-три года такой обработки дорог.

При этом еще надо не забывать, что соль уступает современным ПГМ по эффективности. Ее требуется значительно больше (порой, в 10 раз!) чем ПГМ для обработки одного и того же участка. К тому же из-за короткого времени действия, соль приходится применять чаще. Как следствие всего этого, для ее перевозки нужно намного больше машин. А это увеличивает нагрузку на технику и автопарк, в разы возрастают расходы на бензин.
В итоге, именно из-за того, что в некоторых городах засыпают дешевой солью городские улицы, в пиковые моменты снегопадов или обледенений коммунальным службам начинает не хватать техники. Многие магистрали не успевают обработать, на них кардинально падает скорость движения машин и города «сковывают» 8-10 балльные пробки. Тогда как при использовании ПГМ, потребовался бы существенно меньший парк машин, которые бы смогли в пиковые дни охватить намного больше улиц, и не допустить коллапса на дорогах.
Ко всему этому надо добавить стоимость хранения на складах: соли требуется в разы больше, как и, соответственно, места для нее. К тому же ей нужны особые условия – если она впитает влагу, то потом может превратиться в глыбы. А ПГМ и намного компактнее, и менее требовательны к хранению.

В общем, использование соли обходится городским бюджетам слишком дорого. Кроме всех перечисленных расходов и рисков, это еще и деньги на ремонт дорог и техники, на борьбу с засолением почвы и восстановление зеленых насаждений. На этом фоне ПГМ представляют собой более безопасную и экономичную альтернативу. И для дорог, и для горожан, и для бюджета. Плюс - их использование соответствует принципам экологической политики государства. Внедрение ПГМ — шаг к более безопасному, чистому и комфортному городу.
В народе говорят: «Готовь сани летом!» А противогололедные материалы, чтобы сани не скользили, не стояли в пробках и не развалились через три зимы, надо выбрать еще раньше – по весне. Не спеша подготовиться заранее и встретить осень с гарантированными поставщиками безопасной и эффективной для мегаполисов продукции.
Последние Дзен новости сегодня читайте здесь, на Дзен - БлокнотРУ
#Дзен#Новости Дзен
#Дзен новости
#Дзен новости России и мира сегодня
#Дзен новости сегодняя
Свое мнение о подобных событиях публикуйте в комментариях ниже