
Без песен этого композитора просто невозможно представить советскую эстраду 60-х-80-х годов XX века.
Также 20 июля Международный день шахмат, Всемирный день прыжка и День памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, а также в этот день в 1920 году в ходе наступления на Польшу части Красной армии заняли Вильнюс, а в 1966 году было подписано постановление правительства СССР о строительстве Волжского автомобильного завода.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся композиторе Давиде Тухманове. Давид Федорович Тухманов (род. 20 июля 1940, Москва, СССР) — советский и российский композитор, пианист; народный артист Российской Федерации (2000), лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (2003, 2020) и премии Ленинского комсомола (1977).
Вклад Тухманова в эволюцию отечественной песни трудно переоценить. Он сумел связать традиции советского песенного мелодизма с современными ритмами и стилями.

Детство и юность
Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу, 10-летку им. Гнесиных, по классу фортепиано. Первыми музыкальными опытами Тухманова были пьесы для фортепиано, вокальные произведения — романсы и баллады.
В 1958 году Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных. В институте учился в классе Ф. Е. Витачека, окончил институт в 1963 году. Дипломной работой композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски, где руководил оркестром.

Профессиональная деятельность
Работать в жанре песни Тухманов начал в 1960-е годы. Первая пластинка, вышедшая на фирме «Мелодия» в 1965 году, обозначала Тухманова как аранжировщика к песням Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов — Михаил Ножкин) Тухманов написал в 1964 году. В 1966 году в радиопередаче «С добрым утром!» ее исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу песням Тухманова на телевидение.
Позже Тухманов перешел к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.
В 1968 году поэт Онегин Гаджикасимов написал на мелодию Тухманова «Восточную песню». После появления на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», песня сделала знаменитым в СССР ее первого исполнителя — Валерия Ободзинского, с которым Тухманов сотрудничал до 1974 года.

В 1972 году Давид Тухманов был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Земля черна» и другие. В том же году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Тухманов впервые объединил песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Леонида Бергера, Н. Бродской, Г. Ненашевой.
В 1974 году вышла пластинка с песнями из музыкального комедийного фильма «Эта веселая планета», главным шлягером которого стала «Песня о вечном движении» в исполнении Льва Лещенко. Одновременно Тухманов активно сотрудничал с ВИА «Веселые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен, делая их близкими к арт-року.

«День Победы» и новый творческий этап
1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Песню сначала не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова — легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко без официального разрешения исполнил песню на концерте ко Дню милиции, чем обеспечил ей народное признание, два раза исполнив ее вживую на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.
В 1976 году вышел диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Игорь Иванов). Альбом был распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров и занял 3-е место в хит-параде «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» по итогам 1978 года.

Созданным в период с 1976 по 1985 годы шлягерам свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение. Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль» — вершины мастерства Тухманова, где переплелись классическая музыка, хард-рок и симфония. Тухманов открыл дорогу в будущее таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин и Николай Носков.
80-е и 90-е
Альбомы 1985 года «Ступени» (группа «Карнавал») и «Сама любовь» (Яак Йоала) в очередной раз доказывают умение Тухманова написать яркие мелодии с применением электронных синтезаторов. Несколько ярких номеров в том же стиле записали Сергей Беликов, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина.
В 1986 году Тухманову было предложено вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Постепенно Тухманов стал отдаляться от эстрады, в основном работая в жанре камерной музыки, хотя по словам Александра Градского, еще в 1974 году, во время экзаменов в Гнесинский институт, он исполнял камерные творения Тухманова на стихи Генриха Гейне.

В 1989 году в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском театре музкомедии.
В 1991 году Тухманов уехал жить в Германию. Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Тухманов начал работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу.
В 1997 году Давид Тухманов вернулся в Россию. В 1998 году он приглашался к музыкальному руководству и написанию музыки для Всемирных Олимпийских юношеских игр в Москве, и такую же работу он проводил в подобной акции в июне 2002 года.

В новом веке
Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.
Тухманов создавал музыкальное оформление празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах.
В 2009 году Тухманов создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым и Мариной Есипенко. 30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящен юбилею композитора. Там же ему был вручен Орден за заслуги перед Отечеством IV степени. В настоящее время Давид Тухманов живет на три дома — в Израиле, России и Центральной Европе.

Без песен этого композитора просто невозможно представить советскую эстраду 60-х-80-х годов XX века. Их исполняли во время парадов и на тихих семейных праздниках, они звучали на дискотеках и в радиоэфире, их пели самые именитые певцы и ребята во дворах под гитару.
Самое интересное: