Открытым остается вопрос: за чей счет установят весы в «мусорках» по всей стране.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган сообщил "Парламентской газете", что народные избранники разрабатывают законопроект, согласно которому плата за вывоз мусора будет собираться не только по нормативу, но и по факту. По его словам, новый механизм сбора «мусорных» денег будет более справедливым. В частности, предлагается открывать баки ключом от подъезда, а в емкости установить своего рода весы, чтобы фиксировать объем выброшенных отходов, который потом нужно оплатить. Проблема в том, что покупка и установка «своего рода весов», судя по всему, ляжет на самих жильцов.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана, идея – справедливая:
«Если вы ничего не выбрасываете, то соответственно, ничего не платите», — пояснил он.
Формально – да. Вот только есть масса «но».
Скажем, для оплаты по факту необходима инфраструктура. А это значит, что, как и в случае с мусорной реформой, для нововведения потребуются масштабные инвестиции. И вряд ли его выделят из бюджета или с отчислений на капитальный ремонт домов. Скорее всего, операторы по вывозу отходов будут брать кредиты, устанавливать оборудование, а оплату банковских средств и процентов просто добавят в счета за ЖКХ гражданам.
Также логично, что при новой схеме активные «производители» мусора – например, магазины, торговые точки, мелкие предприниматели – будут искать возможность сэкономить. Кто помешает им ночью вскрыть одну из «мусорок» и скинуть туда пару сотен килограмм своей тары, отходов и т.д.?
Аналогично могут поступать и «экономные» граждане. Полиция же не будет дежурить у всех контейнерных площадок (КП). И что потом? Пытаться доказывать в суде, что отходы чужие? Абсурд, и к тому же – бесперспективный с точки зрения юридической. Разве что, потребуется установка систем видеонаблюдения за всеми КП и их оснащение мощными замками. А это дополнительные затраты, которые, опять же, лягут на жильцов.
Как отметил секретарь Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, кандидат экономических наук Алексей Лапушкин, федеральный закон подразумевает действие на всей территории страны, «поэтому некоторым ответственным чиновникам следует иногда покидать пределы Москвы и смотреть, как обстоят дела в регионах»:
«Например, в Республике Алтай периодически наступает мусорный коллапс. Вопрос вывоза и утилизации отходов в местной повестке настолько острый, что руководителю региона Олегу Хорохордину пришлось фактически публично увольнять руководителя оператора по обращению с ТКО. Это управленческое решение возымело действие, и ситуация начала выравниваться.
Прежде, чем думать над введением дополнительных платежей, установкой каких-то непонятных весов, нужно сначала инвестировать в покупку мусоровозов, построить инфраструктуру раздельного сбора и переработки отходов. Чтобы человек, выходя утром на работу, видел убранную площадку и пустой контейнер, а не помойку. Вот когда эта комплексная задача будет решена от Калининграда до Камчатки, тогда можно будет выходить с предложениями».
Многие эксперты убеждены: законопроект не жизнеспособен. И это не только предположение, но и вывод из практики. Руководитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Алена Гаршина рассказала, что «организовать такой формат оплаты сложно — в основном из-за человеческого фактора»:
«В Самаре уже проводили эксперимент. Нашлись активисты. У их дома была отдельная контейнерная площадка. Регоператор проводил фотофиксацию. И выяснилось, что после начала эксперимента жильцы этого самого дома начали носить мусор в другой двор. На этой контейнерной площадке количество мусора резко упало, а на соседней — резко выросло. Видимо, люди так хотели сэкономить. Похожая ситуация была в Нижнем Новгороде. Там вообще энтузиасты не только сделали отдельную площадку, но и установили туда весы, магнитный замок. Система работала так, что отслеживалось, сколько жильцы каждой конкретной квартиры выбрасывали мусора. И там тоже люди понесли отходы на соседние площадки.
Еще одна проблема — когда в доме есть какие-то коммерческие организации, а контейнерная площадка одна:
«Нельзя же одинаково оценивать, сколько выбрасывает мусора магазин и сколько человек», — объяснила Алена Гаршина.
Анонимный представитель экспертного сообщества отрасли ЖКХ считает, что «подобные пафосные заявления (инициатива Когана) делаются перед выборами:
«Но это не более чем популизм. Если хотя бы примерно знать законодательство и реальную картину, то сразу понятно, что у половины контейнерных площадок в стране даже балансодержателей нет. Они разбиты, сломаны или вовсе отсутствуют - стоит пара контейнеров на земле, вот и вся КП. Уже не говорю про то, что власти обязаны иметь по каждой контейнерной площадке паспорт КП - сколько домовладений относится к тому или иному объекту. Этого тоже нигде нет».
Показательно, что заместителя председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана еще несколько лет назад в СМИ называли «Мусорным Королем». Как утверждала пресса (правда, без подтверждающих документов) Коган, работавший министром экологии Подмосковья, «грелся» на незаконных свалках.
В частности, жители Балашихи во время прямой линии с президентом Путиным пожаловались на отвратительный запах с полигона «Кучино», расположенного рядом с городом. Президент распорядился полигон немедленно закрыть. Понятно, что в режиме «ручного управления» решать судьбу каждой свалки из Кремля невозможно. Эта сфера находилась в ведении региональных властей. Но министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган долгое время справлялся лишь с тем, чтобы проблему усугубить. За несколько лет в Московской области было закрыто 24 из 39 официальных мусорных свалок. Таким образом, нагрузка на оставшиеся возросла в разы.
А территориальную схему по обращению с отходами в Московской области, за которую из регионального бюджета было заплачено 80 млн руб., в числе прочих, утверждал Александр Коган. По странному стечению обстоятельств в документе вообще никак не были учтены примерно 6 млн тонн ежегодного мусоропотока, поступающего из столицы. Повышение градуса мусорной проблемы закономерно поспособствовало появлению на территории Подмосковья незаконных свалок. На некоторые из них в день заходило по несколько сотен машин.
По свидетельствам местных наблюдателей, Александр Коган не единожды бывал замечен в местах «стихийного» мусорохранения. А после его визитов движение мусоровозов лишь возрастало. Многие тогда задавались вопросом: не имеет ли чиновник со всего этого что-то еще, кроме неудовольствия сложившейся ситуацией?
В связи с этим невольно напрашивается другой вопрос: может быть, законодательная инициатива, которую начал «пиарить» в СМИ Коган, как то связана с его личными интересами? Скажем, есть группа крупных операторов ТКО (твердых коммунальных отходов), заинтересованных в новом витке «мусорной реформы», и они привлекли депутата в качестве лоббиста? И не ждет ли Россию очередная волна «мусорного цунами», после того, как инициатива начнет буксовать?