
И смогут ли отечественные площадки закрыть все потребности покупателей.
Несколько зарубежных площадок, поддавшись моде на «культуру отмены», отказались работать в России. Что будет с рынком без них и придут ли в Россию новые игроки — в материале «Блокнота».
Товары в Россию перестал доставлять онлайн-магазин с витаминами и БАДами iHerb, магазины дизайнерской одежды Asos, Farfetch, Mr Porter, Yoox, Net-A-Porter и другие. Также работу приостановила площадки Etsy и eBay. В официальном заявлении последней говорится, что компания приняла решение приостановить работу с российскими покупателями и продавцами, но при этом окончательно не уходит с российского рынка. Приостановку связали с «прекращением работы платежных провайдеров и основных служб доставки», пишут «Известия». Компания в конце февраля сообщала, что онлайн-площадка не будет приостанавливать свою деятельность в России, но сроки доставки покупателям могут быть увеличены.
Asos свой уход с российского рынка никак не объяснили. На сайте компании сказано, что доставка в Россию не производится, а возвраты — невозможны «в связи с проблемами по обработке наших платежей». Отмечается, что в компании решают этот вопрос.

Оставшиеся в России маркетплейсы не отмечают каких-либо серьезных изменений в своей работе. В Aliexpress сообщили, что все рублевые платежи картами Visa и Mastercard проводятся в обычном порядке, только не работает оплата с помощью Apple Pay и Google Pay. Оплатить заказы можно также картами «Мир» и электронными кошельками.
Нет проблем с оплатой и у «Яндекс.Маркета». Много вариантов оплаты есть и на других площадках. Например, на Wildberries можно сделать перевод с помощью СБП — системы быстрых платежей.
В Ozon рассказали, что клиенты по-прежнему могут расплачиваться картами Visa и Mastercard, выпущенными российскими банками, а также можно использовать карту «Мир» и другие платежные инструменты, пишет «Российская газета». Уточняется, что все транзакции проходят на платформе стабильно, без сбоев.
В «Сбермегамаркете» нет международных платежей, к оплате принимают все российские карты, не работают только Apple Pay и Google Pay.

Эксперты считают, что в ближайшее время можно ждать сокращения числа поставок из Западной Европы, но иностранные товары останутся, так как большая часть поставляется из Китая и Юго-Восточной Азии. Также поставщики могут переориентироваться на Турцию. В любом случае, на ситуацию будут также влиять колебания курса рубля, а также стоимость логистических услуг.
Спрос на технику, скорее всего, не спадет в течение нескольких месяцев — пока не наладится переориентация на китайских и азиатских производителей. Кстати, уже известно, что продажи китайских телефонов в России подскочили вдвое — спрос покупателей увеличился от 80 до 300% на смартфоны брендов Huawei, Honor, Oppo, Vivo и Realme.
Совсем товары не пропадут — большее число продавцов и вовсе из России, они с большой долей вероятности продолжат свою работу. Кроме того, присоединиться к ним могут те, кто раньше распространял свои товары с помощью Instagram.

Появятся ли новые игроки на российском рынке — сложно сказать. На место тех, кто отказался работать с Россией, могут прийти новые маркетплейсы и онлайн-магазины. При этом площадкам из Азии, если такие будут, будет сложно конкурировать с AliExpress, уже сформировавшем свою аудиторию.
Не исключено, что объявившие о приостановке деятельности компании вернутся в том или ином статусе, тем более, что такое уже происходило — во время финансовых кризисов и после присоединения Крыма.
До начала специальной военной операции маркетплейсы в России показывали серьезный рост. Две площадки вошли в список 200 крупнейших компаний РФ по версии Forbes — это Wildberries и Ozon, их выручку оценивали в 175 миллиардов и 104 миллиарда рублей соответственно. При этом на крупные маркетплейсы приходилось почти две трети прироста российского рынка по количеству заказов. Также стремительно увеличивается число продавцов. По данным на 2020-21 годы на Ozon оно утроилось, в Wildberries выросло в 5,5 раза, в «Яндекс.Маркете» увеличилось в 2,5 раза, а на Aliexpress — в 4,5 раза.
По данным Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), 62% россиян предпочитают совершать покупки именно в интернет-магазинах.

При этом более половины жителей страны, имеющих опыт приобретения товаров и услуг через интернет, стали чаще совершать онлайн-покупки за последние два года. Интерес к онлайн-покупкам вырос у молодежи 18-24 лет.
Представители более старшего поколения рассказали, что покупают онлайн на том же уровне, что и раньше, а иногда и реже. Отрицательная динамика наблюдается в небольших городах с населением до 100 тысяч человек — каждый пятый сообщил, что стал реже покупать в сети.
В любом случае, покупать в России есть где даже после ухода и приостановки работы западных компаний.

Ранее эксперты рассказали о том, как россияне справятся с санкциями Запада, а также о том, ждут ли Россию дефицит, талоны и голод. Как заявила аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова, вопреки распространенному мнению, РФ способна на самообеспечение по «борщевому набору». И у правительства есть все инструменты. Продукты первой необходимости не подорожали в самых распространенных торговых сетях.