В Москве с заметным раздражением наблюдают за развитием политического кризиса в Абхазии, из-за которого пробуксовывают совместные экономические программы.
Итогом политического кризиса, разразившегося в самый разгар курортного сезона, стала отставка правительства страны. К счастью, события не оказали серьезного влияния на туристический поток, сезон этого года в Абхазии будет довольно успешным.
Сейчас идет процесс назначений в новом составе правительства. Уже третьем за последние два года. Такая турбулентность, несомненно, плохо влияет на развитие и самой республики, и ее отношений с Россией.
Сейчас реализуется ряд программ, содействие в финансировании которых оказывает Москва. Например, ряд инфраструктурных проектов. В частности, ремонт автомобильных дорог и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Уровень износа инфраструктур в Абхазии критический, и эти программы имеют большое значение для создания подушки инфраструктурной безопасности.
Много важных программ и в сфере финансового контроля. Запускается казначейская система исполнения бюджета, без нее невозможно обеспечить прозрачность в бюджетной сфере. Для того чтобы все планы и программы были реализованы, нужна стабильность и преемственность в управленческой системе.
Пока еще не совсем ясен персональный состав нового абхазского правительства, но некоторые ключевые фигуры уже назначены. В частности, главой кабинета стал Беслан Барциц, в последнее время работавший на должности главы администрации Гагрского района, крупнейшего туристического региона страны, на который приходится две трети туристического потока в республику из России.
Министром внутренних дел назначен герой грузино-абхазской войны Аслан Кобахия.
Вице-премьером, который будет заниматься в частности экономикой в новом составе кабинета, назначен Беслан Эшба - банкир, предприниматель с успешным прикладным опытом деятельности на развитых рынках, за пределами Абхазии, один из самых квалифицированных управленцев в республике.
Самый важный вопрос сейчас, сможет ли новый состав правительства республики проработать до 2019 года, когда заканчиваются президентские полномочия лидера Абхазии Рауля Хаджимба. Если да, экономическое положение в стране сможет улучшиться, а программы, осуществляемые при финансовом содействии российской стороны, будут доведены до конца. А это имеет важное значение и для обеспечения социальной стабильности в республике. Москва финансирует индексацию пенсий, а также софинансирует зарплаты многих категорий бюджетников, в том числе военных и сотрудников правоохранительных органов.
Политическая турбулентность, бесконечная борьба за власть между все множащимся числом группировок вызывает отторжение не только в Москве, но и в первую очередь в абхазском обществе. Активная политическая жизнь не меняет к лучшему экономическое положение. И наоборот, государство заметно слабеет, его влияние на любые процессы сокращается, уступая место неформальным околополитическим группам, в основе деятельности которых лежат узкокорпоративные интересы.
- Наше общество устало от потрясений. Люди хотят спокойно жить и работать. Никому не интересны новые выборы, внеочередные выборы. Народ идет на выборы как на войну, и в этом смысле тоже возникает ряд вопросов, - заявил на недавнем круглом столе в Сухуме известный в Абхазии и в России общественный деятель Беслан Кобахия.
Президент Рауль Хаджимба в последнее время ведет агрессивную политику в отношении субъектов государственного управления и регулирования, которые являются основными донорами государственного бюджета. Система коррумпирована настолько, что президенту необходимо выстраивать альтернативные доверенные ему каналы мониторинга туристических потоков в основных туркомплексах страны, а также на таможне. Надзирающие органы – прокуратура и УБЭП МВД - также коррумпированы и не могут эффективно выполнять задачи.
Вывод экономики из тени - задача номер один для абхазских властей. Если ее удастся реализовать, то появятся денежные средства, необходимые как воздух.
Уже много лет как назрели крайне необходимые системе управления реформы. Нынешняя модель и структура изначально заточена на коррупцию и распределение влияния между коррумпированными политиками и группами, пытающимися взять под свой контроль те или иные сферы.
Российско-абхазское взаимодействие тоже стало заложником политических игр, что очень раздражает Москву. В зависимости от своих текущих конъюнктурных интересов те или иные политические силы выдвигают лозунги, которые формируют антироссийские настроения в разных общественных кругах. В основе же «антироссийских лозунгов» - намеренное искажение задач, которые ставятся Москвой в отношениях с Сухумом.
Например, Абхазия остается «серой зоной» для российских и международных правоохранительных структур. Через страну проходят маршруты международного наркотрафика, у российских правоохранителей нет доступа и возможности осуществлять оперативно-розыскную деятельность на абхазской территории. То есть те механизмы, которые уже давно отлажены и являются абсолютно обыденными во взаимодействии правоохранительных органов разных стран, например, России и Белоруссии, России и Австрии, и т.д., здесь не работают. Российская сторона в таких случаях предлагает инструменты для решения задач. В данном конкретном случае это совместный российско-абхазский Информационно-координационный центр органов внутренних дел (ИКЦ).
Но проект тут же оказывается в центре политических разборок, к нему приклеиваются идеологические ярлыки – «это покушение на суверенитет», в общественное сознание внедряется понимание о том, что предлагаемая в данном случае российской стороной модель повышения эффективности борьбы с преступностью опасна для страны, и проект блокируется. В результате криминогенная активность становится все более серьезным препятствием для экономического развития, потому что у национальных правоохранительных структур нет ресурсов именно для раскрытия тяжких преступлений.
Но проблема еще и в том, что многочисленные акторы абхазской политики пытаются установить свой контроль за теми или иными источниками дохода. Тот же ИКЦ несет с собой бюджет в несколько сотен миллионов рублей. И те политические силы, которые пытались похоронить проект, с удовольствием, если их ставленники смогут возглавить МВД, возьмутся претворять его в жизнь.
Одним словом, российская сторона старается предлагать инструменты реформ, в первую очередь в области безопасности. Однако политическая турбулентность мешает их эффективному претворению в жизнь.
Сейчас внутри Абхазии существует колоссальный запрос на стабильность. Внешние акторы, имеющие то или иное отношение к процессам в стране, также заинтересованы в прекращении бесконечных политических кризисов. И здесь прослеживается общий интерес Сухума и Москвы. Поэтому, скорее всего, РФ продолжит курс на поддержку действующего президента Рауля Хаджимба, хотя бы потому что большой комплекс совместных программ и проектов подразумевает наличие договороспособных и адекватных партнеров по обе стороны российско-абхазской границы.
К тому же ясно, что если абхазская турбулентность не прекратится, это чревато осложнениями в российско-абхазских отношениях. Социальное недовольство, протест, как это и свойственно людям, будет искать внешние причины негативных явлений. Усилятся националистические настроения, могут усиливаться националистические организации, под угрозой окажется межэтнический мир в республике. Весь этот негатив можно остановить только поступательным развитием. Возможно, назначение профессионального состава правительства - первый шаг на этом пути.