
Максим Артемьев о перспективах дебютантов Госдумы в старой системе.
Прохождение «Новыми людьми» пятипроцентного барьера стало главным событием за последние четырнадцать лет в партийной жизни, после того, как в 2007 году в Думу вошли «эсеры», поскольку затем состав парламента по числу фракций не менялся вплоть до нынешнего времени. В прессе и соцсетях сразу же заговорили о грядущих изменениях в политике в думской жизни. Но имеют ли под собой подобные утверждения хоть какое-то основание? Теперь, после того как окончательно определился состав фракции партии, можно уже более-менее определенно говорить о ее перспективах в политическом поле России.
Начнем с самого бесспорного факта – количественного. Фракция «Новых людей» будет состоять из тринадцати депутатов – из 450 всего. Это менее 3% от всего корпуса избранников. Как такое число может повлиять на повестку дня, даже если принять по умолчанию, что «новолюди» действительно независимая и самостоятельная сила, которая будет предлагать те или иные вопросы для обсуждения и принятия? Поневоле вспоминаются слова Маяковского «голос единицы тоньше писка».

Мне возразят, что дело не в количестве, а в качестве, мол, в Думу в составе «Новых людей» прошли гиганты мысли, и к их возражениям прислушаются. Что ж, посмотрим внимательнее – кто вошел в их фракцию?
Начнем с основателя и лидера партии Алексея Нечаева. При всем уважении к его достижениям в бизнесе, сказать, что как деловой человек он был на слуху и на виду, особенно с предложениями по части законодательства, никак нельзя. Скорее, это фигура всплывшая внезапно. Какие у него взгляды, за что он выступает – мало кто знает. Соответственно, непонятно, что от него можно ждать?
Вообще, опыт хождения бизнеса во власть в России - он, скорее, наталкивает на печальные размышления. Сколько уже у нас было губернаторов, мэров и даже министров самых что ни на есть деловых людей. И чем они кончили? Вспомним Груздева, Лисиненко, Зеленина? Где они сейчас, чего добились в политике?
Политическая деятельность и руководство бизнесом – две большие разницы, как говорят в Одессе. Сильно различаются требования к этим видам деятельности, нужны разные качества личности. Бизнес ориентирован на получение прибыли, там решения принимаются самостоятельно, по интуиции или с учетом мнения нанятых консультантов. Бизнесмен чаще всего одиночка, ну или у него есть пара тройка проверенных партнеров. Политика требует ежедневного учета множества интересов, постоянного взаимодействия с самыми разными людьми.

Люди, выходящие из делового мира, и чего-то в нем достигшие, часто думают, что за деньги можно все купить. Они, действительно, покупают депутатские мандаты, места в списках, порой должности. Но далее оказывается, что этого недостаточно. И потому они быстро разочаровываются и бросают политику, точно также, как, побаловавшись, они бросают увлечения типа яхт или гольфа, если что-то не получается. Если человек до 55 лет политикой не занимался, где гарантия, что это его долгосрочное намерение?
Подумаем здраво – на что рассчитывает Нечаев? Что он будет влиять на повестку законотворческой работы в Госдуме? Но это смешно, влиять он не будет слова совсем. Что он повысит свой общественный статус? Это возможно, но опять-таки – в каких пределах? И среди кого? Среди товарищей-миллионеров - вряд ли. Они смотрят сугубо на толщину бумажника и их бумажками вроде депутатского удостоверения не проймешь. Да, его будут чаще приглашать на ТВ. Но этого ли он добивался? Его мотивация вообще остается загадкой. Не то Нечаев выполняет какое-то поручение, не то служит вывеской и спонсором в чьем-то проекте.
Опять-таки, важно понимать всю ограниченность возможностей для политики в современной России. Каждый шаг возможен только по согласованию с Кремлем. А бизнесмены любят быть полностью независимыми, ощущать себя хозяином положения. Никто карт-бланш Нечаеву на преобразование Росси не давал и не даст. Его проект возможен только в рамках общего курса кремлевской политики, и лишь в тесных рамках «от сих до сих».

Сардана Авксентьева, номер два списка. Главная выступающая от «новых людей» на дебатах, якобы «открытие этих выборов». Она имеет определенной опыт публичной деятельности. Но ее руководство Якутском было кратко и никаких достижений на этом посту она не снискала. Авксентьева, по всей своей предыдущей работе, скорее, аппаратный работник, тот, кто находится за сценой.
Говорить, что ее включение в список принесло «Новым людям» какие-то особые плюсы, на мой взгляд, натяжка. Как правильно кто-то заметил – выйдите на улицы Москвы и спросите у прохожих – кто такая Авксентьева? Многие ли про нее смогут что-то сказать? Ее недолгий опыт мэра в масштабах страны совершенно нерелевантен. Да и кто сейчас смотрит предвыборные дебаты? Такой ли уж большой процент избирателей? Я кое-что посмотрел с ее участием, уже после выборов, мне не показалось это прорывным и особенно убедительным. Никаких ораторских и полемических талантов в ней я не заметил. У Авксентьевой было только два очевидных плюса - то, что она действительно новое лицо, и ее экзотическая внешность, эдакая интеллигентная якутка, скорее, похожая на вузовскую преподавательницу.

Про остальных людей, попавших в Думу по спискам «Новых людей» вообще нечего сказать, кроме того, среди них есть несколько человек в возрасте чуть за двадцать. Что депутаты с минимальным жизненным опытом хотят и, главное, могут предложить, - совершенно непонятно. Есть один КВНовский капитан, но насколько это важно для успешной депутатской деятельности – вопрос дискуссионный. В целом фракция действительно получается из «новых людей», но только за этой новизной не просматривается ничего вдохновляющего. Я вспоминаю выборы в Думу 1993 года, когда по спискам ЛДПР в парламент прошло несколько десятков новых людей, людей ниоткуда. Как известно, ничего хорошего из этого не вышло. Они были статистами и решали свои личные вопросы.
Подведем итоги, сказать, что от появления «Новых людей» в Думе отечественная политика как-то сильно изменится – невозможно. Как во время Остапа Бендера вся контрабанда делалась в Одессе на известной улице, так и в России вся политика делается в известных башнях Кремля. Само формирование партии и разрешение участвовать ей в выборах и прохождение барьера – это как раз и следствие решения, принятого где надо. Возможно, пересечение 5 процентов и было как раз тем, что отдавалось на волю судьбы. Могла партия проскочить, а могла и нет. Тут уже действительно зависело от смекалки команды Нечаева и совокупности обстоятельств.
Нечаев смог провести удачную пиар-компанию, и выжать максимум возможного для попадания в Думу. Но что ждет его и партию дальше – вопрос остается открытым. Впереди у них пять лет работы. За это время можно раскрутиться как следует, занять свое место в российской политике – такой, какая она есть, с ее ограничениями. А можно оказаться разовым политпроектом. Посмотрим – какой жребий выпадет на долю «Новых людей»?
Самое интересное: