Из «Большой двадцатки» нас не исключили, но зримых шагов к мирному соглашению или укреплению позиций нашей страны сделано не было.
15 ноября на острове Бали в Индонезии стартовала семнадцатая встреча глав государств G20 - «Большой двадцатки». Российскую делегацию в этом году возглавляет глава МИД Сергей Лавров. На G20 обсуждается блок вопросов по преодолению постковидных кризисных явлений в экономике и долги развивающихся стран. Но в центре внимания лидеров - конфликт на Украине и связанные с ним аспекты: возможность заключения мира, организация поставок зерна, потенциальные последствия применение ядерного оружия. И хотя определенные плюсы начавшийся диалог нам принес, количество разочарований, пожалуй, больше.
Саммит на индонезийском тропическом курортном острове Бали, как пишет британская The Telegraph, «вероятно, станет самым проблемным из всех, что когда-либо организовывала «Большая двадцатка». Мероприятие пройдёт на фоне конфликта России и Украины, да ещё и в условиях усиливающейся конфронтации между США и Китаем и напряжённости в отношениях между США и Саудовской Аравией из-за нефтяных поставок».
Наш президент Владимир Путин пропустил форум. Возможно, что проблема в том, как проходил аналогичный, в 2014-м, когда мы присоединили Крым. Тогда канадский лидер Стивен Харпер заявил Путину, что он, конечно, пожмёт ему руку, но он "должен убраться из Украины", а премьер-министр страны-хозяйки саммита Тони Абботт пригрозил "взять за грудки" российского президента.
Сейчас американский президент Джо Байден был одним из тех, кто заявил, что ему нелегко будет находиться в одном помещении с Путиным. В итоге, прибыл глава МИД РФ Сергей Лавров. Что, собственно, уже дипломатический минус для России.
И все же – даже после первого дня плюсы для российской дипломатии были. Полный зал во время выступления главы МИД России Сергея Лаврова. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что продолжит переговоры с Путиным. Президент Франции Эммануэль Макрон намерен продолжать контакты с Путиным. А глава МИД Китая Ван И. заявил, что «мы поддерживаем достойную роль России в формате ‘Двадцатки’ и на других площадках. Мы считаем, что никто не может забрать право России участвовать в двусторонних форматах».
То есть, как сказала депутат Госдумы Жанны Рябцева, «США Россию изолировали, изолировали, да не вызоизолировали. Изолента кончилась».
Но были, конечно, и разочарования. Сергей Лавров по итогам первого дня G20 отметил: сообщения о том, что США готовят почву для переговоров РФ и Украины — слухи. А требования Зеленского для проведения переговоров неадекватны. Т.е. надежды на заключение мира пока не оправдались.
Высказался Лавров и о видеовыступлении Зеленского, которое в разы превысило регламент форума:
«Лучше всего содержание этой речи и состояние этого человека характеризует его фраза, не очень к месту ввернутая, но произнесенная. Он сказал, что высадка союзников в Нормандии в 1944 году стала переломным моментом во Второй мировой войне. Делайте выводы сами», - отметил глава МИД РФ.
Что же касается нереалистичных условий перемирия от Зеленского, то он представил участникам саммита 10 условий своей «формулы мира»:
Радиационная и ядерная безопасность;
Продовольственная безопасность;
Энергетическая безопасность;
Освобождение всех пленных и депортированных;
Выполнение Устава ООН и восстановления территориальной целостности Украины и мирового порядка;
Вывод российских войск и прекращение боевых действий;
Возвращение справедливости;
Противодействие экоцида (уничтожение флоры и фауны. — РБК);
Недопущения эскалации;
Фиксация окончания конфликта.
В авангарде западных нападок на Россию – не считая выступившего по видеосвязи Зеленского - оказался недавно назначенный премьер-министр Великобритании Риши Сунак.
В то же время, положительно для нас то, что принимающая саммит Индонезия старается свести к минимуму упоминания об украинском конфликте, утверждая, что G20 не является форумом по вопросам безопасности, и что повторение хорошо известных позиций будет препятствовать прогрессу в таких вопросах, как глобальный долг и постпандемическое восстановление.
А премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин хотя и призвали к дипломатическим путям разрешения конфликта, от прежней защиты Москвы не отказались. В результате, текст итоговой декларации саммита смогла согласовать делегация Индии, чьи правки сбалансировали документ.
Перед началом саммита прошла встреча лидеров США и Китая - Джо Байдена с Си Цзиньпина. Градус напряжённости между двумя странами высокий: разногласия вызывают торговая политика, технологии, доступ к рынкам, действия Китая по отношению к Тайваню и Гонконгу, и вообще сам факт того, что Си открыто не осудил Путина за его операцию на Украине.
И то, что не осудил, это для нас, конечно, плюс. Но вот сама конструкция меняющегося мира показывает: надежд на его многополярность все меньше. Скорее, речь идет о двуполярности – США и Китай. А России в этой конструкции, в лучшем случае, уготован «особый путь». Хотя, с учетом стремления мировых лидеров получить доступ к нашим ресурсам, в той или иной мере они будут заинтересованы в превращении России в сырьевой придаток. Вот только чей? США или Китая?
Военный аналитик Борис Рожин так прокомментировал первые итоги саммита:
- Договорняка (во всяком случае на текущем этапе) не будет.
- Зимняя кампания будет. Заморозки на зиму не будет.
- Новые удары по инфраструктуре Украины будут.
- Новые теракты Запада против РФ будут.
- Дальнейший распад существующего миропорядка продолжится.