Якутский синдром: Деятельность негласного института «решал» разрушает нормальную бизнес-среду

РЕГИОНЫ5 комментариев
Якутский синдром: Деятельность негласного института

В деле Саввы Алексеева обнаружились новые эпизоды, сообщают региональные СМИ.

Недавнее задержание в Москве бывшего сотрудника ФСБ Саввы Алексеева при получении 40 млн руб от представителя дорожно-строительной фирмы «Дорисс», как оказалось, далеко не единичный факт деятельности так называемых «решал» в Якутии. Имя Саввы Алексеева фигурирует и в других эпизодах различной давности, сообщают СМИ. Якутское сетевое издание ЯСИА со ссылкой на источник в правоохранительных органах утверждает, что Савва Алексеев «покинул органы госбезопасности не по своей инициативе». «Его «попросили уйти» по-хорошему или даже могли уволить с формулировкой «утрата доверия», что является «черной меткой» для подобных структур. Скорее всего, это связано с предпринимательской деятельностью его семьи», — подчеркнул осведомленный источник ЯСИА.

Как сообщает SakhaLife, экс-сотрудник ФСБ упоминается в связи со скандалом в Нерюнгри, где с большой задержкой строятся дома по программе переселения из ветхого и аварийного жилья.

Другой эпизод, относящийся еще к периоду службы в ФСБ, описан на сайте «Свободная касса». Тогда Савва Алексеев добивался от некой Кузиной отказаться от полномочий конкурсного управляющего якутского ООО «Ресурс-холдинг» в пользу указанного им лица. После ее отказа у нее «изъяли без надлежащей описи более двадцати папок ООО «Ресурс-холдинг», а также всю документацию, связанную с ее профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, а также личные документы, оригиналы учредительных документов предприятий сына, чековые книжки и печати». Вслед за этим Савва Алексеев сделал Кузиной повторное предложение.

Но чаще всего упоминание Саввы Алексеева можно встретить в открытых источниках в связи с уголовным преследованием депутата Народного Хурала Бурятии Валерия Доржиева, которое завершилось полным оправданием в суде известного бизнесмена и мецената.

Причиной крайне жесткого «наезда» на Валерия Доржиева стал имущественный спор вокруг одного из крупных торговых объектов Якутска – Крытого рынка. Его здание принадлежало ООО УК «Городской рынок», у которого было два учредителя с равными долями в уставном капитале – Надежда Захаревич и Виктор Иванов, племянника Валерию Доржиеву. 28 августа 2013 года Виктор Иванов умер, а 26 сентября того же года Межрайонная инспекция №5 Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) зарегистрировала изменения в составе участников ООО УК «Городской рынок». А именно – переход доли Виктора Иванова к Надежде Захаревич, которая с этого момента стала единственным владельцем компании.

Для этого в МРИ №5 ФНС России по Якутии было представлено «Заявление о выходе участника из общества», якобы подписанное Виктором Ивановым за неделю до его внезапной кончины, по информации СМИ, это была подделка. Впоследствии почерковедческая экспертиза однозначно установила, что вместо Виктора Иванова подписи ставил другой человек. Кому это было выгодно, показали последующие события.

2 декабря 2013 года Надежда Захаревич как единоличный владелец рынка наделила генерального директора предприятия и брата своего мужа Буянто Дондупова полномочиями «продать по своему усмотрению (в любой сумме и на любых условиях) любое имущество принадлежащее Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городской рынок» (стиль и орфография оригинала сохранены).

16 января 2014 года генеральный директор ООО УК «Городской рынок» Буянто Дондупов заключил договор с индивидуальным предпринимателем Антониной Алексеевой, которая приобрела двухэтажное здание рынка общей площадью около 3000 кв. метров за 100 миллионов рублей. Половина суммы была передана продавцам наличными.

Так в этой истории возникло бизнес-семейство Алексеевых, в том числе и ныне арестованный по обвинению в мошенничестве экс-сотрудник ФСБ Савва Усементаевич – сын Антонины Алексеевой. В Якутске Алексеевы владеют торговой сетью «Розтор», реализующей разнообразные промышленные товары.

Когда Валерий Доржиев узнал о продаже рынка в обход его самого и законных наследников Виктора Иванова, он прилетел в Якутск, чтобы лично встретиться с покупателями и объяснить: сделка основана на поддельных документах, оспорима и нарушает интересы собственников.

Но пришедшие на встречу с ним братья Алексеевы – Савва и младший Валерий – отказались от соглашения. Поэтому Валерий Доржиев и вдова Виктора Иванова стали решать проблему правовым путем – обратились в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о признании сделки недействительной, а также в правоохранительные органы с заявлением о подделке документов. Хотя Антонина Алексеева уже успела зарегистрировать право собственности на здание рынка, суд применил обеспечительные меры, которые сделали невозможной любые дальнейшие операции с этой недвижимостью.

Есть версия, что Крытый рынок приобретался семьей Саввы Алексеева именно для перепродажи. Земельный участок под ним уже давно зарезервирован для государственных нужд и не является собственностью владельцев здания. Это означает, что если земля понадобится, например, для строительства какого-нибудь социального, коммунального, транспортного или иного нужного городу или республике объекта, то достаточно будет выкупить стоящее на ней строение. Таким образом, при определенных договоренностях с властью могла появиться возможность перепродать здание Крытого рынка за бюджетные деньги и за сумму, в 2-2,5 раза превосходящую цену покупки.

Подобные истории в Якутии были. Например, в марте этого года осужден глава Ленского района республики Сергей Высоких за то, что выкупил за счет бюджета здание, которым в числе прочих владела его супруга.

Не исключено, что неуступчивый Валерий Доржиев, добившись принятия судом обеспечительных мер в отношении здания Крытого рынка, тем самым заблокировал дальнейшие сделки, в том числе с использованием бюджетных средств, и затронул при этом интересы не только Саввы Алексеева и его семьи, планировавших получить быструю и относительно легкую прибыль.

Вот тут-то и был задействован железный, как казалось заинтересованным лицам, аргумент  - уголовное преследование. Депутата и мецената обвинили в вымогательстве взятки - якобы в 2008 году Валерий Доржиев, занимая пост первого вице-мэра Якутска, угрозами пристрастных проверок и ликвидации бизнеса, вынудил Надежду Захаревич оформить долю в размере 50% уставного капитала ООО УК «Городской рынок» на Виктора Иванова. Обвинение было построено исключительно на показаниях мужа «потерпевшей», Жаргала Дондупова – мало того, что лично заинтересованного лица, так еще и вместе со своей супругой и братом попавшего в зависимость от семьи Саввы Алексеева. По условиям договора купли-продажи Крытого рынка, в случае отказа от сделки или ее срыва по другим обстоятельствам, продавцы обязаны выплатить покупателю неустойку в размере 15% от цены договора. Проще говоря, 15 миллионов рублей.

Роль Саввы Алексеева в «деле Доржиева» вполне очевидна. Формально он фигурировал в нем как свидетель. На практике именно его бывшие коллеги проводили первые допросы Надежды Захаревич и братьев Дондуповых, тщательно фиксируя озвученные ими голословные обвинения в адрес Валерия Доржиева для последующего принятия «правового решения». К уголовному делу была приобщена аудиозапись беседы по поводу Крытого рынка, ее тайно сделал Савва Алексеев во время их встречи в Якутске.

Уголовное дело в отношении Валерия Доржиева с треском развалилось в суде. Оправдательный приговор, вынесенный федеральным судьей Игорем Верхотуровым, вступил в законную силу. Попытка кассационного обжалования не увенчалась успехом – ничего нового сторона обвинения и «потерпевшие» представить не смогли. За Валерием Доржиевым признано право на реабилитацию.

Совпадение или нет, но еще на заключительном этапе рассмотрения дела в Якутском городском суде был снят с должности прокурор Якутии Николай Подласенко. А в мае 2017 года – и начальник Следственного управления СКР по Якутии Олег Мезрин.

Казалось бы, тем, кто считает, что правоохранительные и судебные органы призваны обслуживать их коммерческие интересы, преподнесен образцово-показательный урок. Но дальнейшие события показывают, что далеко не все в Якутии его адекватно восприняли.

В связи с задержанием Саввы Алексеева в СМИ вновь упоминается уголовное дело – на этот раз в отношении дорожно-строительной фирмы «Дорисс», у которой, по версии следствия, он вымогал 40 млн рублей. Снова был пущен в ход «железный аргумент»?

До сих пор не может вернуть законное наследство Розалия Иванова – вдова Виктора Иванова. Уже признано незаконным его исключение из состава учредителей ООО УК «Городской рынок» по поддельным документам. Чтобы добиться этого судебного решения, потребовалось немало времени и усилий. Надежда Захаревич, со своей стороны, подала несколько исков и постоянно просила Арбитражный суд Якутии откладывать судебное заседание по иску Розалии Ивановой. И суд удовлетворял эти ходатайства, пока, наконец, апелляционная инстанция не указала на недопустимость дальнейшего затягивания дела. В определении Четвертого апелляционного суда было прямо отмечено, что ответчики «не возражают относительно заявленных требований, а создают препятствия по их рассмотрению».

Эксперты, хорошо знакомые с сутью дела, высказывают мнение: действия по затягиванию судебного процесса, направляла чья-то заинтересованная рука. Чья именно догадаться несложно.

Несмотря на вступившее в законную силу судебное решение, Розалии Ивановой пришлось долго добиваться исключения из ЕГРЮЛ записи о выводе из состава учредителей ООО УК «Городской рынок» ее покойного супруга. Налоговая инспекция отказалась вносить изменения без специального судебного акта. Вдове пришлось пройти еще один круг судебных разбирательств.

Не исключено, что на судей Арбитражного суда Якутии может оказываться давление с целью повлиять на исход дел, связанных с Крытым рынком, или, по крайней мере, затянуть их рассмотрение. Весьма показателен такой эпизод: судья, которая рассматривала один из многочисленных исков вдруг вспомнила, что руководителем отдела правового обеспечения соответчика - МРИ ФНС №5 по Республике Саха (Якутия) - является ее родная сестра. И взяла самоотвод. Можно было бы отдать должное принципиальности судьи, но внезапное прозрение по поводу родства случилось у нее без малого через два года после приема искового заявления в производство. Остается только предположить, что судья под любым предлогом стремилась выйти из дела, в связи с которым на нее оказывалось давление, либо же целью самоотвода было банальное затягивание с принятием решения.

Розалия Иванова выиграла в двух судебных инстанциях (Арбитражном суде Якутии и Четвертом апелляционном суде) иск о признании недействительным решения о продаже здания Крытого рынка. Вердикт суда мог бы поставить точку в этой безмерно затянувшейся, хотя и вполне очевидной истории. Но Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по формальным, чтобы не сказать надуманным, основаниям отменил принятое решение и вернул дело в первую инстанцию. Все опять пошло по кругу.

В мае Арбитражный суд Якутии принял дело для повторного рассмотрения. В июле провел одно судебное заседание. И отложил рассмотрение дела на целый месяц.

Судебная волокита выгодна семье Саввы Алексеева, которая через Антонину Алексееву продолжает владеть Крытым рынком и, надо полагать, получает с него немалый коммерческий доход. Розалия Иванова как учредитель ООО УК «Городской рынок» уже затребовала документы финансовой отчетности предприятия. Средства, полученные в качестве незаконного обогащения или уведенные из предприятия, могут быть взысканы с виновных лиц. Это еще один веский мотив для затягивания судебных процессов теми, кто участвовал в неправедной купле-продаже Крытого рынка.

Все вышеизложенное подтверждает: вымогательство у фирмы «Дорисс» - далеко не исключительный факт в биографии отдельно взятого экс-сотрудника ФСБ. Негласный институт «решал» (именно так назвали Савву Алексеева в СМИ) прочно укоренился в Якутии. Подобно раковой опухоли он разрушает нормальную бизнес-среду, запускает свои щупальца в правоохранительную и судебную системы, отыскивая и опутывая слабых духом следователей и вершителей правосудия. Инерция сознания мешает принимать правовые решения в разумные сроки даже тогда, когда кто-то из тех, кто пытался  дергать за веревочки людей в мантиях и погонах, сам оказывается под стражей.

Хотя сейчас даже адвокат Саввы Алексеева ведет речь не об оправдании своего подзащитного, а о том, какое наказание может быть ему назначено. «Совершенное преступление, возможно, не было доведено до конца по причине вмешательства правоохранителей. В таком случае будет иметь место покушение на вышеуказанные преступления. Поэтому наказание может быть назначено на срок не более трех четвертей от максимального», — цитирует ЯСИА члена якутской республиканской коллегии адвокатов «Советник» Сергея Кононова.

Обществу, правоохранительным и судебным органам, необходимо быть предельно строгими, прежде всего, к самим себе, чтобы выработать устойчивый иммунитет и не позволять «решалам» превращать закон в дышло. И чтобы истории, подобные той, которая произошла с Крытым рынком в Якутске и тянется по сей день, больше не повторялись.

«Как наркоман с зависимостью»: Зеленский обворовал Украину, став богаче Илона Маска

Это только начало: суд конфисковал коллекцию ружей у осужденного экс-главы Пензенской области Ивана Белозерцева

У осужденного экс-министра Михаила Абызова конфискуют имущество на десятки миллиардов рублей

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Армению ждет участь Украины: её может спасти только один человек

ПОЛИТИКА

«Армения никогда не войдет в состав ЕС, а лишь станет военным плацдармом по «украинскому сценарию», и у нее остался последний шанс».

Афера Пашиняна: в Армении назвали реальную причину, почему их премьер засобирался в ЕС

В МИРЕ

Брюссель никого никуда не приглашал, говорилось только о сближении, а Никол Пашинян манипулирует обществом, убеждены эксперты, в том числе и армянские.

«Чечены два раза спасли Россию – от Украины и «Вагнера»: омский блогер Алексей Абоскалов призвал проявить благодарность воинам нохчи

ОБЩЕСТВО

Мужчина ведет канал «Физика по русски», рассказывает о проблемах ремонта и ЖКХ, а «для души» славит воинов Чеченской республики, назыая их «библейские чечены».