Политолог Илья Гращенков – о радикальных переменах в правоохранительных органах
Вчера мы увидели ключевую замену – генеральный прокурор РФ Юрий Чайка ушел в отставку, а его место занял генерал из конкурирующего ведомства – Следственного комитета Игорь Краснов. Ждут ли силовой блок в России дальнейшие перемены? Об этом – в авторской колонке директора Центра развития региональной политики (ЦРРП), политолога Ильи Гращенкова.
В свое время президент Владимир Путин выделил следствие из органов прокуратуры для того, чтобы снизить давление со стороны надзора, поставив во главе нового ведомства близкого человека – Александра Бастрыкина. СК занимался громкими и резонансными делами (убийство Бориса Немцова, адвоката Станислава Маркелова, коррупция среди губернаторов и т.д.), а также вел следствие в том случае, если на взятках попадался кто-то из прокурорских или МВД.
Игорь Краснов сделал карьеру на щекотливых делах. Его назначение в Генпрокуратуру фактически нивелирует давнюю вражду между ведомствами и заставляет задуматься, а не произойдет ли упразднение СК с передачей средств обратно в ГП и ГУ МВД, например.
В принципе, сейчас СК – это орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, фактически «тайная полиция» или канцелярия по особым делам. Если мыслить в логике транзита власти, то в новую эпоху нужно войти без старых конфликтов. А новому президенту вряд ли будет положена своя тайная полиция, поэтому логичнее, если ведомства опять сольют воедино.
Давно ходят слухи о создании «суперведомства силовиков», в которое могут объединить несколько спецслужб. Прежде всего, речь идет о слиянии ФСБ и СВР, так как обе службы раньше были единым КГБ, разведка именовалась «первым главным управлением».
Новое министерство может получить название МГБ – Министерство госбезопасности, соответственно, логично было бы включить в него и третью службу - ФСО. МГБ уже существовало в СССР, сразу после войны, когда наркоматы были преобразованы в министерства. Затем Хрущев решил ослабить спецслужбы, и министерство получило статус комитета. За восстановление влияния боролись пост-брежневские генсеки, выходцы из КГБ, например бывший его глава Андропов. Владимир Путин, также выходец из КГБ, и как он сам шутил на одном из своих выступлений перед ветеранами спецслужб, «внедрение в Кремль прошло успешно».
Также неясна судьба Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардия), останется ли она отдельным ведомством или будет вновь влито в состав МВД. Их работа за весь период создания не может считаться слишком эффективной, а ввиду курса на экономию средств, вполне возможно включение гвардейцев в прежнюю структуру полиции.
В целом в России есть пять основных силовых блоков – это Минобороны (включая военную разведку – ГРУ), МЧС, ФСБ – СВР – ФСО, МВД, Минюст. Особняком стоят финансовые и таможенные службы, а также службы судебных приставов. Однако логика слияния и разрастания аппарата очевидно при уравновешенном подходе к назначению ответственных лиц. Очевидно, что даже внутри ФСБ существует множество различных групп влияния, со своими подходами, целями и задачами, а значит, наличествует и конкуренция. Укрупнение до МГБ, создаст внутри ведомства серьезное напряжение и, как минимум, трех влиятельных заместителей возможного министра. Конечно, если контроль над ведомством перейдет Совету безопасности, а позже – Госсовету, тогда очевидно, что весь силовой блок будет управляться и нивелироваться политическим руководством страны.