Запад начал «науськивать» боевиков на Асада после того, как он запретил тянуть через Сирию газопровод из Катара в Турцию.
Сейчас главная, стратегическая цель развала Сирии – это грядущий удар по Ирану. Но первоначально замысел был иным: Асада решили наказать за то, что он не дал протянуть по территории страны газопровод из Катара в Турцию. Этот проект призван ослабить зависимость Европы от российских энергоресурсов, и, скорее всего, в ближайшее время Запад к нему вернется.
Сейчас Россия занимает около 20% газового рынка Европы. Если теперь, после развала Сирии и свержения Асада, проект катарского газопровода реализуют, наша доля снизится на 5–10%. Для «Газпрома» это будет означать потерю $10–15 млрд ежегодно. Кроме того, снизится прибыль от проектов «Турецкий поток» и его продолжения «Балканский поток», так как мощности будут использовать для транспортировки катарского топлива.
Почему в свое время Асад отказался от газопровода? Вовсе не ради интересов России. Дело в том, что аналогичный проект планировал Иран, который хотел протянуть ветку от месторождения Северное/Южный Парс через Ирак, Сирию и Ливан в Европу. Асад защищал интересы своего ближайшего союзника.
Впрочем, безусловно, сводить весь сирийский кризис лишь к одному газу – неверно. Просто, в свое время, это стало для Запада стимулом начать финансировать оппозицию Асаду.
Политолог Юрий Баранчик пишет:
«Многие ожидают, что экономическое существование Сирии будет обеспечено реанимацией проекта газопроводов из Катара. Но не стоит забывать, что Европа сейчас далеко не премиальный рынок газа, а падение её экономики по не-энергетическим причинам и политическое желание отказаться от газа вовсе, делают газовую трубу на редкость бессмысленной. Строить газопровод пришлось бы несколько лет, а этот период формирующийся Бармалеестан нужно будет кормить».