Вновь встаёт вопрос о создании российского мессенджера.
После того, как французские власти 25 августа сначала взяли программиста, а через пару дней уже отпустили – вполне законно появляются плохие мысли…Ведь зачем и ради чего сначала в кандалы, а потом вольную, под подписку о невыезде? Явно не для того, чтобы лишь публично припугнуть. Здесь речь скорее о том, чтобы основательно надавить и расколоть. А может, так оно и было?! Кто знает, что происходило за закрытыми дверями в допросной французских спецслужб…
«Дайте ключи»
Французы, кстати, уже как минимум 10 лет ищут ключи к айти-детищу Дурова, об этом подробно рассказал экс-заместитель председателя Правительства России, курировавший ВПК, сенатор России от Запорожской области Дмитрий Рогозин.
Политик вспоминает, как после отказа Франции передать нам два вертолётоносца-дока типа «Мистраль» ему, как вице-премьеру, было поручено добиться от Парижа возвращения всех потраченных Россией по этому проекту средств (что было сделано с лихвой). Партнёром по переговорам был назначенный президентом Франции (тогда Олландом) высокопоставленный чиновник-спецслужбист из ближайшего окружения французского лидера. Во время встречи и начались вполне открытые притязания западных спецслужб к российскому программисту.
«Поскольку я с марта 2014 года нахожусь под всеми вражескими персональными санкциями, французу пришлось самому приезжать ко мне на переговоры — то в Москву, то в Сочи. И каждый раз, в подходящий, как ему казалось, момент, собеседник пробрасывал мне просьбу Елисейского дворца помочь получить коды на Telegram. Якобы для "борьбы Франции с исламистами", которым полюбился этот мессенджер», - рассказал Дмитрий Рогозин в своём Телеграм-канале.
На такую наглость российский политик нашёл вполне освежающие в голове оппонента не только историю, но и нормы дозволения слова великого русского классика.
«И каждый раз, в ответ на щебетание француза, я наливал ему стакан водки и читал Лермонтова:
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что примечательно, француз даже после этой смертельной для нерусского человека экзекуции не сдавался и, забыв напрочь про «Мистрали», подобно маньяку продолжал просить дать ему «коды от Telegram». Хорошо, что еще коды от запуска ядерных ракет не просил», - поделился Дмитрий Рогозин.
Выходит, что Telegram теперь, что называется, «засвечен» западными спецслужбами? Очень даже может быть. Но ведь и до задержания Павла Дурова нельзя было быть полностью уверенным в конфиденциальности переписки, уверен зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
«А что мы циклимся на все эти ключи [шифрования] и так далее? Я думаю, что все, кто пользуется Telegram или другими мессенджерами, прекрасно понимают, что туда вообще нельзя помещать информацию чувствительную в личном плане, или информацию, которая носит абсолютно закрытый, секретный характер и так далее. А все остальное, если вы этим можете рискнуть, то плевать на то, что у кого-то эти ключи будут», – добавил Медведев.
Пресс-секретарь президента России, Дмитрий Песков недавно заявил, что люди, обладающие закрытой и важной информацией, не хранили её в Telegram и до ареста Дурова.
Но одно дело аппарат президента, а другое – фронтовые окопы. На СВО, по мнению российских военных экспертов, Telegram стал для бойцов ключевым мессенджером. Через него наши бойцы осуществляют важные коммуникации.
От мнимого удобства мессенджера, военных предостерегают российские власти. Особо беспокоится Дмитрий Рогозин, который не понаслышке знает, что такое боевые действия и насколько важен надёжный канал передачи информации на фронте.
«Я понимаю, что все привыкли пользоваться Telegram, но после известных событий с господином Дуровым я всё же призываю для общения по конфиденциальным и, тем более, служебным вопросам, связанным с возможностью раскрытия противнику чувствительной информации, создавать другие сегменты Интернета, другие мессенджеры. Да, опытные хакеры по заданию спецслужб найдут вас и там, но для того, чтоб им это удалось сделать, они должны знать, что и где искать. А это не факт, что получится сделать быстро. <…> Вопросы информационной гигиены на фронте — это вопросы вашей жизни и смерти. Я не преувеличиваю. Полагаться во всем на Телегу — очень даже не рекомендую», - предостерёг политик.
Быть или не быть новому «Telegram» в России?
Бывший советник президента России, Герман Клименко считает, что вытеснить Telegram из его ниши будет тяжело, он стал слишком популярен в России.
«Для примера, при существующем YouTube невозможно создать другой качественный стриминговый сервис, равно как и нельзя сделать еще одну хорошую «Википедию», - заявил Клименко.
По его мнению, сейчас разумнее вести речь о том, чтобы создать специализированный мессенджер — например, для общения чиновников, военных. И сделать это вполне можно на базе суперуспешного проекта «Госуслуги», где есть удобства пользователей, а контроль — максимально понятный и не обременяет юзеров.
В общем, все силы и средства для создания подобного у России, конечно, есть. Вероятно, ведутся и первые разработки. А пока, хорошо подумав, стоит ограничить важную переписку в Telegram, который перестал быть свободной соцсетью и возможно теперь контролируется западными спецслужбами.