Очевидцы утверждают, что перед тем, как Embraer Legacy 600 стал падать, они слышали два взрыва.
В Тверской области потерпел крушение Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795. По данным Росавиации, в числе пассажиров был и Евгений Пригожин. Рассматриваются несколько версий произошедшего, в том числе ошибка пилотов, неисправность самолета и теракт. Однако, с учетом тех двух взрывов, о которых говорят очевидцы, теоретически, нельзя исключать еще одну вероятность: роковое стечение обстоятельств, из-за которых по самолету случайно нанесла удар система противовоздушной обороны.
О том, что причиной катастрофы мог стать ракетный удар, косвенно говорят не только свидетельства очевидцев о взрывах. Ряд блогеров и экспертов утверждают: на видео обломков они разглядели мелкие отверстия. Так могут выглядеть повреждения от попадания снарядов системы ПВО, содержащих поражающие элементы.
Но если случившееся было терактом, и взрыв произошел изнутри, вероятно, это также объяснило бы наличие отверстий. Кроме того, они могли появиться и в результате разрушения конструкции. И все же некоторая вероятность того, что удар случайно нанесла система ПВО – существует. Тем более, по утверждению ряда СМИ, не так далеко от места падения стоят четыре дивизиона С-300.
По мнению директора центра военно-политических исследований МГИМО Алексея Подберёзкина вероятность того, что вместо военного самолёта, ПВО собьет гражданский – существует:
«К сожалению, самолёты, в том числе и гражданские, сбивают. Это ошибка противовоздушной обороны. Вы не можете на радаре отличить один самолёт от другого. Гражданский борт от ракеты тоже трудно отличить».
С этим мнением абсолютно не согласен бывший начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения (2007–2009 годы) полковник Сергей Хатылев. Он убежден, система ПВО устроена так, что оператор ЗРК без проблем идентифицирует гражданский самолет на радаре:
«Он имеет определенный размер и очертания, высоту и скорость полета; он не маневрирует. Исходя из этих характеристик оператор понимает, что эта цель - гражданский самолет. Более того, идентификация и отличие таких объектов важнейший этап в обучении каждого специалиста-зенитчика. В новых системах и вовсе, радар автоматически даст сигнал оператору, что в зоне его ответственности есть «гражданский». Наши расчеты ПВО по всей стране беспрерывно несут службу там, где летает гражданская авиация. Если возникают сомнения, экипаж сразу связывается с командованием округа и уточняет все необходимые детали. Случайно попасть в такую цель невозможно».
И все же случаи случайного уничтожения гражданских самолетов военными были. Сами известный из них - катастрофа Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001 года. Лайнер авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта рухнул в Чёрное море. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Первым о падении и взрыве сообщил пилот армянского самолёта, который шел с «Сибирью» параллельным курсом. Он видел вспышку, после которой «неизвестный самолёт потерял управление и упал в море». Еще один борт позднее сообщил, что видел в море обломки. Туда отправили спасательные суда и несколько вертолётов. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших.
Рассматривались версии с техническими неполадками, но и они не подтвердились. Представители «Сибири» отмечали, что самолет находился в хорошем техническом состоянии.
Затем американская телекомпания CBS сообщила, что имеются «убедительные доказательства» того, что самолёт Ту-154 был сбит ракетой украинского зенитно-ракетного комплекса «SA-5» (то есть С-200), выпущенной во время военных учений.
Потом появились и неопровержимые улики. На обломках самолёта обнаружили небольшие круглые отверстия. Такие, как после попадания С-200 (стальные шарики выбрасываются при приближении к цели). Характерные повреждения были и на телах погибших людей.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитной ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона на Крымском полуострове военных учений. Целью пуска было поражение мишени Ту-143 «Рейс», которая летела в 26—28 км от точки старта ракеты. В это же время с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел самолёт Ту-154. Ракета преодолела расстояние до Ту-154 за 220 секунд. Практически всё это время она наводилась на этот самолёт. Ракета настигла самолёт на высоте 11,1 км и взорвалась. Тысячи осколков изрешетили Ту-154, после чего он рухнул в море.
В итоге, министр обороны Украины Александр Кузьмук и главком ПВО Украины Владимир Ткачёв принесли извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны. В 2003 году Украина подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тысяч долларов США за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю.
Далеко не все ясно и с другой авиакатастрофой над Черным морем. 25 декабря 2016 года авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России выполнял рейс по маршруту Москва—Сочи—Латакия, но через 1 минуту и 10 секунд после вылета из Сочи рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди погибших были артисты военного Ансамбля Александрова и Елизавета Глинка. Ансамбль Александрова должен был выступить перед военнослужащими России, принимавшими участие в российской военной операции в Сирии.
Были разные версии случившегося. Например, перегруз за счет лишнего топлива, о котором не сообщили экипажу. Еще - нарушение пространственной ориентировки командира воздушного судна. Рассматривалось и предположение о том, что причиной катастрофы послужило наличие в кабине (в кресле второго пилота, осуществлявшего взлёт самолёта) постороннего человека, не допущенного к полётам, который перепутал рычаги, убрав закрылки и оставив шасси.
Также специалистами был отмечен большой разброс обломков самолёта. Это могло означать, что разрушение самолёта произошло в воздухе, и давало основания для версии о теракте или ударе ракетой ПВО. Впоследствии подобная вероятность была исключена из списка возможных причин случившегося. В декабре 2019 года стало известно, что уголовное дело о катастрофе прекращено «из-за отсутствия состава преступления», причём постановление о прекращении дела составляет государственную тайну.
P.S.: Одной из основных версий падения самолета Пригожина на данный момент является взрывное устройство, заложенное в отсек шасси, сообщают СМИ. По предварительным данным, именно в районе шасси и произошел взрыв в небе — в результате оторвало крыло, которое ударило в стабилизатор, из-за этого бизнес-джет стал резко набирать высоту, а затем ушёл в штопор. Падающий самолет без крыла действительно попал на видео местных. По словам источников СМИ, этим и объясняется падение хвостовой части самолета в нескольких километрах от фюзеляжа — борт стал разваливаться в воздухе. Также появилась информация о первом подозреваемом. Якобы им является личный пилот Пригожина некий Артем Степанов. На данный момент он не выходит на связь, его разыскивают.