Могла ли система ПВО случайно сбить самолет Евгения Пригожина

КатастрофыОбсудить в телеграм
Могла ли система ПВО случайно сбить самолет Евгения Пригожина

Очевидцы утверждают, что перед тем, как Embraer Legacy 600 стал падать, они слышали два взрыва.

В Тверской области потерпел крушение Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795. По данным Росавиации, в числе пассажиров был и Евгений Пригожин. Рассматриваются несколько версий произошедшего, в том числе ошибка пилотов, неисправность самолета и теракт. Однако, с учетом тех двух взрывов, о которых говорят очевидцы, теоретически, нельзя исключать еще одну вероятность: роковое стечение обстоятельств, из-за которых по самолету случайно нанесла удар система противовоздушной обороны.

О том, что причиной катастрофы мог стать ракетный удар, косвенно говорят не только свидетельства очевидцев о взрывах. Ряд блогеров и экспертов утверждают: на видео обломков они разглядели мелкие отверстия. Так могут выглядеть повреждения от попадания снарядов системы ПВО, содержащих поражающие элементы.

Но если случившееся было терактом, и взрыв произошел изнутри, вероятно, это также объяснило бы наличие отверстий. Кроме того, они могли появиться и в результате разрушения конструкции. И все же некоторая вероятность того, что удар случайно нанесла система ПВО – существует. Тем более, по утверждению ряда СМИ, не так далеко от места падения стоят четыре дивизиона С-300.

Одни блогеры видят на обломках следы поражающих элементов, другие утверждают, что ничего подобного нет.

По мнению директора центра военно-политических исследований МГИМО Алексея Подберёзкина вероятность того, что вместо военного самолёта, ПВО собьет гражданский – существует:

«К сожалению, самолёты, в том числе и гражданские, сбивают. Это ошибка противовоздушной обороны. Вы не можете на радаре отличить один самолёт от другого. Гражданский борт от ракеты тоже трудно отличить».

С этим мнением абсолютно не согласен бывший начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения (2007–2009 годы) полковник Сергей Хатылев. Он убежден, система ПВО устроена так, что оператор ЗРК без проблем идентифицирует гражданский самолет на радаре:

«Он имеет определенный размер и очертания, высоту и скорость полета; он не маневрирует. Исходя из этих характеристик оператор понимает, что эта цель - гражданский самолет. Более того, идентификация и отличие таких объектов важнейший этап в обучении каждого специалиста-зенитчика. В новых системах и вовсе, радар автоматически даст сигнал оператору, что в зоне его ответственности есть «гражданский». Наши расчеты ПВО по всей стране беспрерывно несут службу там, где летает гражданская авиация. Если возникают сомнения, экипаж сразу связывается с командованием округа и уточняет все необходимые детали. Случайно попасть в такую цель невозможно».

И все же случаи случайного уничтожения гражданских самолетов военными были. Сами известный из них - катастрофа Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001 года. Лайнер авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта рухнул в Чёрное море. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Сбитый украинцами самолет.

Первым о падении и взрыве сообщил пилот армянского самолёта, который шел с «Сибирью» параллельным курсом. Он видел вспышку, после которой «неизвестный самолёт потерял управление и упал в море». Еще один борт позднее сообщил, что видел в море обломки. Туда отправили спасательные суда и несколько вертолётов. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших.

Рассматривались версии с техническими неполадками, но и они не подтвердились. Представители «Сибири» отмечали, что самолет находился в хорошем техническом состоянии.

Затем американская телекомпания CBS сообщила, что имеются «убедительные доказательства» того, что самолёт Ту-154 был сбит ракетой украинского зенитно-ракетного комплекса «SA-5» (то есть С-200), выпущенной во время военных учений.

Потом появились и неопровержимые улики. На обломках самолёта обнаружили небольшие круглые отверстия. Такие, как после попадания С-200 (стальные шарики выбрасываются при приближении к цели). Характерные повреждения были и на телах погибших людей.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитной ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона на Крымском полуострове военных учений. Целью пуска было поражение мишени Ту-143 «Рейс», которая летела в 26—28 км от точки старта ракеты. В это же время с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел самолёт Ту-154. Ракета преодолела расстояние до Ту-154 за 220 секунд. Практически всё это время она наводилась на этот самолёт. Ракета настигла самолёт на высоте 11,1 км и взорвалась. Тысячи осколков изрешетили Ту-154, после чего он рухнул в море.

Мемориал жертвам сбитого лайнера.

В итоге, министр обороны Украины Александр Кузьмук и главком ПВО Украины Владимир Ткачёв принесли извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны. В 2003 году Украина подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тысяч долларов США за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю.

Далеко не все ясно и с другой авиакатастрофой над Черным морем. 25 декабря 2016 года авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России выполнял рейс по маршруту Москва—Сочи—Латакия, но через 1 минуту и 10 секунд после вылета из Сочи рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди погибших были артисты военного Ансамбля Александрова и Елизавета Глинка. Ансамбль Александрова должен был выступить перед военнослужащими России, принимавшими участие в российской военной операции в Сирии.

Были разные версии случившегося. Например, перегруз за счет лишнего топлива, о котором не сообщили экипажу. Еще - нарушение пространственной ориентировки командира воздушного судна. Рассматривалось и предположение о том, что причиной катастрофы послужило наличие в кабине (в кресле второго пилота, осуществлявшего взлёт самолёта) постороннего человека, не допущенного к полётам, который перепутал рычаги, убрав закрылки и оставив шасси.

Разбившийся Ту-154Б-2 за несколько месяцев до катастрофы.

Также специалистами был отмечен большой разброс обломков самолёта. Это могло означать, что разрушение самолёта произошло в воздухе, и давало основания для версии о теракте или ударе ракетой ПВО. Впоследствии подобная вероятность была исключена из списка возможных причин случившегося. В декабре 2019 года стало известно, что уголовное дело о катастрофе прекращено «из-за отсутствия состава преступления», причём постановление о прекращении дела составляет государственную тайну.

P.S.: Одной из основных версий падения самолета Пригожина на данный момент является взрывное устройство, заложенное в отсек шасси, сообщают СМИ. По предварительным данным, именно в районе шасси и произошел взрыв в небе — в результате оторвало крыло, которое ударило в стабилизатор, из-за этого бизнес-джет стал резко набирать высоту, а затем ушёл в штопор. Падающий самолет без крыла действительно попал на видео местных. По словам источников СМИ, этим и объясняется падение хвостовой части самолета в нескольких километрах от фюзеляжа — борт стал разваливаться в воздухе. Также появилась информация о первом подозреваемом. Якобы им является личный пилот Пригожина некий Артем Степанов. На данный момент он не выходит на связь, его разыскивают.

Если ПВО прорывают тихоходные украинские БПЛА, что будет при атаке НАТО: эксперт возмутился уровнем защиты городов

Алиев должен извиниться: черные ящики не подтверждают обвинения в адрес России

Кого сделают крайними в катастрофе самолета Баку-Грозный: что выяснили в Бразилии, расшифровав черные ящики

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Если ПВО прорывают тихоходные украинские БПЛА, что будет при атаке НАТО: эксперт возмутился уровнем защиты городов

Вооруженные силы

Эксперт считает, что России повезло, что мы сражаемся со слабой Украиной, а не силами Альянса – результат был бы пугающим.

Алиев должен извиниться: черные ящики не подтверждают обвинения в адрес России

ОБЩЕСТВО

О первых данных из Бразилии, где идет расшифровка, рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров.

Пашинян мог сойти с ума: армян напугал его поток сознания и нелепые решения

В МИРЕ

Страхи сограждан озвучил заместитель руководителя Армянского национального конгресса Левон Зурабян.

«Мир ждёт ряд серьёзных сюрпризов»: эксперты рассказали, когда закончится СВО

В МИРЕ

Многие уверены, что это произойдет в этом году, но есть нюанс.

Ни заморозки, ни обнуления вкладов не будет, речь о более тонких рисках: профессор экономики Катасонов предупредил россиян

ЭКОНОМИКА

ЦБ РФ, играя ключевой ставки, создал долговую пирамиду, которая может рухнуть уже в этом году, создав большие проблему экономике, убежден эксперт.