Глава Минэкономразвития на «правительственном часе» в Госдуме пообещал небольшой рост промышленности, торговли и экспорта уже с апреля.
Сегодня, 16 марта, министр экономразвития Алексей Улюкаев выступил с докладом о динамике действия антикризисных инициатив правительства перед Госдумой. Его прогнозы оказались довольно оптимистичными.
- Весьма вероятны ожидания, что второй квартал будет положительным по промышленному производству и ВВП, - заявил он депутатам. - Спад розничной торговли у нас меньше, чем был в прошлом году, 7% за первые два месяца года относительно первых двух месяцев предыдущего года.
Он отметил снижение спада валового внутреннего продукта и динамику работы промышленности.
- В январе был по-прежнему спад ВВП, но уже меньше - 2,7-3%, - заметил он. - При этом впервые за довольно долгое время отмечается положительная динамика промышленного производства.
Впрочем, он прогнозирует не только рост инвестиций в основной капитал с начала 2017-го года, но и продолжение оттока капитала.
Глава Минэкономразвития считает, что российская экономика справилась с последствиями «второго нефтяного шока» и последствия кризиса «оказались крайне незначительными». Улюкаев заверил Госдуму, что «российская экономика показала высокую степень адаптивности».
Фракции Госдумы, как правящая, так и оппозиция, объединились в критике деятельности Минэкономразвития. Позицию «Справедливой России» представлял глава профильного думского комитета Анатолий Аксаков.
- Ключевая проблема в текущей ситуации в том, что у правительства нет четкой экономической политики, что создает неуверенность у бизнеса, который не понимает, куда инвестировать, - заявил справоросс. - То же самое с обществом: люди не понимают, куда их ведет правительство, что влечет апатию граждан.
Аксаков отметил, что у правительства нет понятного и выполнимого плана по диверсификации экономики и импортозамещению. Он напомнил, что для рывка в этой сфере необходима норма накопления капитала в 40%, а сейчас в экономике России она не более 18%.
- Перенос сроков стратегического плана, нереализация многих программ правительства вызваны трудностями в экономике, - сказал он. - Но эти трудности – шанс для экономики, для импортозамещения. Сейчас планы правительства реализуются не более чем на 20%. Соответственно, опять придется зависеть от импортных поставок. Проблем много, а решаются они слабо.
«Единая Россия» выступила с критикой как партия бизнесменов. Член Общероссийского народного фронта Виктор Климов заявил Улюкаеву, что его ведомство предъявляет бизнесу избыточные требования, а также мучает бесконечными изменениями правил сертификации товаров.
- Ваше ведомство предъявляет бизнесу избыточные требования, ничем не обоснованные, они ведут к колоссальным издержкам, это палочная эффективность, - говорил он. - Мы (предприниматели, - прим. ред.) скоро мороженое будем в ветеринарные сертификаты заворачивать.
Коммунист Николай Коломейцев возмутился, что в рейтинге агентства «Блумберг» Россию поставили на второе место после Украины по уровню промышленности. КПРФ пыталась выяснить, что Минэкономразвития намерено делать с вопросом ускоренной амортизации.
Улюкаев сообщил, что ему эти рейтинги не слишком важны, но к вопросу законопроекта об амортизации пообещал вернуться.
- В вопросе инфляции вы боретесь с ветряными мельницами: цены на продукты питания выросли за время кризиса на 50%, - заявил член ЛДПР Сергей Катасонов. - «Летучий корабль» (экономики РФ, - прим. ред.) разбился, а вы пытаетесь склеить и лететь тем же курсом. У нас 2% населения имеют 30% общего дохода. Они не могут это съесть и тратят за границей.
Несмотря на критику фракций, глава Минэкономразвития покидал Госдуму в благодушном настроении.
- Я ожидал более жесткой критики, - откровенно сказал он депутатам. - Я бы сам свою работу оценил более критично, чем многие из коллег.
В феврале депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Пахолков обратился к Улюкаеву с предложением в течение пяти лет полностью прекратить продажу нефти за границу. По словам парламентария, в письме он обосновал необходимость разработки стратегии развития внутренней экономики России путем отказа от нефтезависимости.