Перелет был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полета по прямой линии.
Также 19 июня Всемирный день детского футбола, День мартини и Ларион Пропольник, а также в этот день в 1762 году Российская империя заключила мирный договор с Пруссией, а в 1920 году Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности.
Подробнее поговорим о перелете Валерия Чкалова из СССР в США через Северный полюс. Беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер — перелет советских авиаторов, начавшийся 19 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в следующем составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков. Это был первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США.
После неудачной попытки перелета из СССР в США через Северный полюс в августе 1935 года экипажа С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко (из-за неисправности самолета) и проведения «тренировочного» перелета в июле 1936 года, в июне 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс.
Перелет был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полета по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км (установлен в 1933 году французскими летчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолета находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок.
Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе (к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации). 20 июня в 19 часов 30 минут самолет совершил благополучную посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).
По расчетам А. Белякова, путь самолета «по земле, учитывая все изгибы и обходы», был равен 9130 км. Однако в соответствии с правилами Международной авиационной федерации в зачет принималась дальность, равная кратчайшему расстоянию между точками взлета и посадки по земной поверхности. Для перелета Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8582 км и 960 м. (сведения о дальности 8504 километра, которые часто указываются в советских, а позже и в российских источниках, ошибочны).
В официальной хронике сообщалось, что «самолет прошел над океанами и льдами 5900 км». Каким образом была подсчитана эта величина, неизвестно. Кратчайшее расстояние по маршруту АНТ-25 на участке Кольский полуостров — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — побережье Северной Америки не превышает 4800 км. По-видимому, при подсчете был учтен участок перелета длиной около 1200 км, прошедший вдоль западного побережья Канады и США до посадки.
Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Ф. Д. Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. Члены экипажа встречались также со знаменитым полярным путешественником Вильялмуром Стефансоном.
Из США экипаж прибыл в Европу на океанском лайнере «Нормандия». В том же 1937 году АНТ-25, на котором был совершен перелет, доставили в разобранном виде на борту теплохода «Кооперация» из Гавра в Ленинград. Есть предположение, что из США в Гавр его перевез лайнер «Нормандия».
Американский полярный исследователь, летчик Ричард Бэрд, первым достигший Северного полюса по воздуху, так отозвался о беспосадочных перелетах, осуществленных экипажами В. П. Чкалова и М. М. Громова: «Эти полеты будут навечно вписаны золотыми буквами в летопись истории… Они во многом улучшат отношения между странами и послужат основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания».
В Ванкувере действует Чкаловский комитет, усилиями которого создан и поддерживается небольшой музей, посвященный историческому перелету. На месте посадки АНТ-25 воздвигнут трапециевидный обелиск с бронзовой доской, врезанной в гранит, на которой изображен самолет, распростерший свои крылья над Северным полюсом.
В 1997 году в связи с 60-летием перелета открыт мемориальный комплекс. Американской стороной (Фонд российско-американского делового сотрудничества, Чкаловский комитет, администрация штата Вашингтон) при содействии МИД РФ была подготовлена программа юбилейных мероприятий в США, на проведение которых правительство США выделило несколько миллионов долларов. С российской стороны в реализации проекта юбилейных мероприятий участвовали более 20 банков и других компаний.
Освещение в советской прессе
Несмотря на то, что заявленная цель перелета — новый мировой рекорд дальности — достигнута не была, задача перелета состояла в том, чтобы исследовать и проверить «возможность установления регулярной связи и сообщения по наикратчайшему направлению между двумя великими странами, расположенными в двух полушариях», отмечала советская пресса.
Акцент был сделан на значении первого межконтинентального перелета через Северный полюс, который обозначался как исключительно важное историческое достижение. «Сейчас Чкалов, Байдуков и Беляков завершили новый изумительный перелет. За их полетом следил весь мир, ибо все знают огромное значение этого рейса, который без всякой ложной скромности можно назвать историческим», - сообщали советские издания.
Страницы газет были наполнены восторженными откликами и превосходными степенями. Экипаж Чкалова представал троицей былинных «чудо-богатырей», которая осуществила сокровенную, казавшуюся несбыточной мечту величайших умов человечества. Перелет — «сказка, которую сделали былью» большевики, «величайшее завоевание двадцатого столетия» и «самое выдающееся событие в истории авиации».
Отмечалось, что авиаторы в США и других странах мечтали о таком перелете, но сделать это оказалось по силам лишь советским летчикам на советской технике. Однако разговоры в советской прессе о скором открытии регулярной трансарктической авиалинии между Европой и Америкой, которые начались после перелетов В. Чкалова и М. Громова, на тот момент продолжения не имели.
18 мая 2012 года портреты летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова заняли свои места на стенах пассажирского зала строящейся станции метро «Чкаловская» в Екатеринбурге (архитектор С. У. Зиганшин). Мотив всей отделки также посвящен авиации: большого радиуса пологий свод подобен крылу самолета, своей кривизной путевые стены напоминают фюзеляж, а на торцевой стене циферблаты часов в стиле бортовых приборов с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Вашингтона.