Очередная катастрофа с лайнером в Анталии вновь подняла вопросы о его безопасности.
Очередной инцидент с самолетом модели «Сухой Суперджет» произошел поздним вечером в турецкой провинции Анталия. Во время жесткой посадки воздушное судно загорелось, однако, на этот раз удалось избежать человеческих жертв. Этот случай неизбежно вызывает ассоциации с трагедией пятилетней давности в московском аэропорту Шереметьево, где в результате пожара на борту погиб 41 человек.
Сходства между этими двумя событиями очевидны, и они вновь поднимают вопросы о безопасности данной модели самолета. Как отметил опытный пилот Владимир Сальников, инцидент в Анталии напоминает трагическое происшествие в Шереметьево. Он считает, что причины следует искать как в ошибках пилотирования, так и в особенностях конструкции самолета.
Сальников объясняет, что в конструкции «Суперджета» есть слабое место — один из узлов крепления шасси расположен рядом с топливным баком, находящимся в крыле. Такая компоновка привела к катастрофическим последствиям в Шереметьево: при жесткой посадке шасси пробили топливный бак, что вызвало утечку и последующее возгорание топлива, пишет "МК".
По его словам, такая схема крепления — исключение для авиационной промышленности. Ранее самолеты проектировались иначе, и над их конструкцией работали генеральные конструкторы, такие как Яковлев, Туполев или Ильюшин. В случае с «Суперджетом» работу над конструкцией разбили на части, передав разные узлы разным отделам. Это могло привести к несогласованности в проектировании, за которую, как считает пилот, никто не несет полной ответственности.
Сальников выразил удивление действиями экипажа при посадке в Анталии. По его мнению, командир воздушного судна допустил серьезную ошибку, которая больше характерна для стажера, чем для опытного летчика. Второй пилот, судя по всему, также не смог помочь в критической ситуации.
Пилот отметил, что в подобных случаях стандартная практика — уход на второй круг при возникновении неблагоприятных условий, например, сильного бокового ветра. Через 10–15 минут можно повторить заход на посадку в более стабильной обстановке, не подвергая опасности пассажиров. Почему экипаж этого не сделал, остается вопросом.
На видео с места происшествия видно, как пассажиры эвакуируются по надувным трапам. Однако некоторые из них, по словам Сальникова, демонстрируют недопустимое поведение. Один из мужчин покидал самолет с двумя чемоданами, что могло замедлить процесс эвакуации и подвергнуть опасности других людей.
Пилот подчеркивает, что в аварийной ситуации личные вещи должны оставаться на борту. Все убытки пассажиров компенсируются страховкой, предусмотренной для подобных случаев. Тем не менее, многие игнорируют эти правила, ставя под угрозу жизни других.
Другой инцидент вызвал волну обсуждений: одна из пассажирок, находясь с ребенком, предпочла снимать происходящее на видео вместо того, чтобы сосредоточиться на эвакуации. По мнению эксперта, это лишь подчеркивает деградацию ценностей и приоритетов у некоторых людей.
Катастрофа в Шереметьево, произошедшая 5 мая 2019 года, стала одним из самых трагических событий в истории гражданской авиации России. Самолет «Сухой Суперджет» рейса Москва — Мурманск вернулся в аэропорт вылета спустя несколько минут после начала полета из-за технических неполадок. При жесткой посадке произошло возгорание топлива, которое быстро охватило большую часть самолета.
Следствие установило, что причиной трагедии стали ошибки в пилотировании, вкупе с конструктивными недостатками воздушного судна. Несмотря на опыт экипажа, ситуацию усугубило нарушение стандартных процедур эвакуации: часть пассажиров пытались вынести личные вещи, замедлив процесс покидания самолета.
В июле 2024 года под Коломной в Московской области разбился еще один «Сухой Суперджет». При этом пилоты намеренно уводили падающий Sukhoi Superjet 100 подальше от населённых пунктов как только поняли, что аварии не избежать