Еще в 1950-е годы Юматов снимался в фильме «Павел Корчагин» (12+), но затем его внезапно заменили на Ланового.
«Офицеры» — любимый несколькими поколениями советский художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1971 году режиссером Владимиром Роговым. Сюжет фильма основан на пьесе «Танкисты» советского писателя Бориса Васильева. Премьера кинокартины в СССР состоялась 26 июля 1971 года. В прокате фильм собрал около 53,4 млн зрителей.
Картина была снята на черно-белую пленку. В 2010 году фильм был колоризован. Премьера цветной версии состоялась на Первом канале в День защитника Отечества в 2011 году. При этом Василий Лановой еще до показа высказал резко отрицательное отношение к колоризации фильма.
История создания
Инициатором создания фильма был министр обороны СССР Андрей Гречко, основная идея фильма ему виделась следующим образом: «Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». Считается, что ставшие впоследствии крылатыми слова «Есть такая профессия — Родину защищать!» были сказаны именно им. Фильм заказывался как рассказ о нелегкой жизни офицерских жен.
Сюжет фильма был основан на пьесе «Танкисты» советского писателя-фронтовика Бориса Васильева и первоначально носил то же название. Пьеса была написана в 1970 году и с тех пор выдержала множество переизданий. Первоначальный вариант сценария был рассчитан на две серии; первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой Отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт.
Тем не менее, министру такой сюжет не понравился, и он потребовал от киностудии сократить двухсерийный вариант, а Васильев не хотел сам сокращать сценарий, поэтому он был передан на переделку Кириллу Рапопорту. «В окончательном варианте «Офицеров» есть накладка: ну как это — два генерала, ровесники и друзья детства, встречаются, и вдруг один с изумлением: «Ты?!» Почему он удивляется, что друг-то здесь, что он жив? Или эти друзья-генералы не интересовались судьбой друг друга? Да просто оба сидели — и оба уцелели в той мясорубке. Вот чему он удивляется…», - говорил Б. Васильев в одном из интервью.
Конфликт между Лановым и Юматовым
Для Владимира Рогового картина стала дебютом в качестве режиссера. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссер сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно человека, имеющего проблемы с алкоголем, который мог сорвать съемки. Тем не менее, Васильев поручился за него.
Кроме этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Еще в 1950-е годы Юматов снимался в фильме «Павел Корчагин» (12+), но затем его внезапно заменили на Ланового.
Воплотить на экране образ кумира целого поколения мечтал каждый артист, но режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов отдали предпочтение Георгию Юматову, который на тот момент уже был известен широкому зрителю.
Съемки картины проходили в 1956 году на киевской киностудии, и когда уже было отснято несколько сцен, режиссеры поняли, что немного прогадали с исполнителем главной роли. Им не нравилось, как Георгий Юматов, который был старше своего киногероя, интерпретировал образ юного комсомольца Павла Корчагина, а потому они заметно нервничали и затягивали работу.
Павел Корчагин в исполнении Г. Юматова получался этаким лихим парнем-рубахой, который с легкостью преодолевал все выпадавшие на его долю трудности и несчастья. Постановщики фильма не могли добиться от актера необходимой борьбы, драматизма и неожиданности, а получавшийся простоватым и бесшабашным юматовский Корчагин их не устраивал.
Пытаясь разорвать этот замкнутый круг, А. Алов и В. Наумов задумались над заменой актера, исполнявшего главную роль. По стечению обстоятельств в соседнем павильоне той же киностудии режиссер Владимир Петров снимал фильм «Триста лет тому...», про борьбу украинского казачества и крестьянства против польского нашествия, в котором роль поручика Бронислава Оржельского исполнял молодой актер Василий Лановой.
Его игра пришлась по душе создателям кинокартины «Павел Корчагин», и когда Г. Юматов внезапно заболел, а по утверждению некоторых лиц в очередной раз ушел в алкогольный запой, они произвели рокировку, предложив Василию Лановому вжиться в роль Павла Корчагина.
Будучи студентом 3-го курса Василий Лановой без ложной скромности сразу же принял их предложение, и даже самоуверенно заявил, что эта роль предназначена исключительно для него, поскольку его знакомство с Павлом Корчагиным произошло еще во время войны, а в театральной студии «ЗИЛа» он уже воплощал этот образ комсомольца на сцене.
Воспринимая перипетии судьбы Павла, как свои собственные, Василий полностью погрузился в образ, играя горячо и обостренно. Режиссеры картины, желавшие увидеть максималиста, осознанно и глубинно шедшего на самопожертвование ради великой идеи, были довольны работой Василия Ланового, который после выхода картины на экран превратился в звезду советского кино.
Единственным проигравшим в этой ситуации стал Георгий Юматов, который, лишившись роли, обиделся на Василия Ланового и вплоть до начала съемок фильма «Офицеры», а произошло это в 1970 году, не общался с ним.
Встреча в «Офицерах»
В новой кинокартине им предстояло сыграть друзей, вместе прошедших через тяготы нескольких воин и сумевших, несмотря на жизненные обстоятельства и даже любовь к одной женщине, сохранить свою дружбу.
Юматову была предложена роль, занимающая 70% экранного времени, а В. Лановому – 30%, но вопреки такому дисбалансу, каждый из них сумел создать запоминающийся образ, не теряющий своей актуальности.
Георгий Юматов сыграл офицера Алексея Трофимова, а Василий Лановой – его романтичного коллегу Ивана Варавву. Совместная работа примирила актеров, и их взаимная симпатия постепенно переросла в истинную дружбу, которую они пронесли сквозь годы.
Лановой видел в Юматове заслуживающего уважение старшего товарища, с которым у него по многим вопросам сходились взгляды, а бескомпромиссный Юматов со свойственной ему прямолинейностью и привычкой говорить правду в глаза, увидел в Василии человека, на которого можно положиться в любой ситуации.
Судьбе было угодно, чтобы эти два друга, вместе отмечавшие праздники и помогавшие друг другу в трудные минуты, сыграли вместе еще в двух картинах: «Петровка, 38» и «Огарева, 6».