Депутат Госдумы от ЛДПР предложил понизить возрастной ценз на управление автомобилем с 18 до 16 лет. Некоторым идея понравилась, но эксперты пришли в ужас.
Депутат Госдумы Василий Власов направил начальнику ГУОБДД МВД России Михаилу Черникову письмо с предложением разрешить россиянам получать водительские права с 16 лет (а не с 18, как сейчас), а учиться водить — с возраста 15,5 года.
25-летний член партии ЛДПР уверен, что вождение с 16 лет вовлечет юных россиян в экономические процессы: им захочется купить себе машину, а на это придется зарабатывать деньги — то есть раньше устраиваться на работу и, соответственно, обретать финансовую независимость.
Власов подчеркнул, что российское законодательство позволяет 16-летним гражданам проживать отдельно от родителей (например, уехав на учебу в другой город) и работать, — так почему бы не разрешить им еще и водить машину? Инициатива вызвала широкий резонанс: мнения разделились.
Глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев воспринял идею коллеги негативно. По его словам, право на вождение с 16 лет «погубит новое поколение России на дорогах», поскольку в этом возрасте «у нас человек не понимает». «Если аналитику взять, то гибнут, начиная с 18 и до 26-летнего возраста. Лихачество, лихачество, лихачество», — посетовал Москвичев.
Автор Telegram-канала «Политджойстик», политолог Марат Баширов считает, что 16-летним россиянам можно предоставить право управления скутерами и мотоциклами, но не автомобилями, которые технически гораздо более сложны. «С учетом того, что у 16-летнего подростка еще не завершен период гормональной трансформации, не надо спешить», — выразил он свое мнение.
Автоэксперт Вячеслав Субботин, наоборот, отмечает преимущество молодежи за рулем — высокую скорость реакции, быстроту и выносливость. «Молодые люди обладают лучшей реакцией, чем люди в возрасте. Кто у нас побеждает в гонках? Люди, которым совсем мало лет», — отметил он, добавив, что права можно было бы выдавать и с 12-13 лет, если бы у подростков в этом возрасте имелся достаточный опыт вождения.
Что касается сложности управления автомобилем, то современные машины в этом плане вполне способны компенсировать недостаточную опытность водителя, уверен Субботин. Он напомнил, что легковушки сейчас оборудованы специальными устройствами для автоматизации вождения, удержания на полосе, торможения и различных предупреждений. «Поэтому снизить возрастной ценз до 16 лет вполне разумно», — подытожил эксперт.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков отнесся к инициативе Власова весьма скептически, назвав ее популистской попыткой завоевать расположение народа в преддверии выборов в нижнюю палату парламента.
«Просто так прокукарекать, сказать: давайте то отменим, это изменим — чистейшей воды популизм. Им главное, чтобы они индексировались в интернете и больше было ссылок на ЛПДР как партию», — возмутился Лысаков.
Он уверен, что по мере приближения выборов «будут всякие идеи и предложения звучать», а представителям ЛДПР вообще свойственна такая манера самопиара — озвучивание каких-то спорных инициатив на популярные темы, которые потом ни во что не выливаются. Они, по словам Лысакова, «даже не вносят никакие проекты, а если вносят, то не добиваются реализации».
Опрошенные журналистами руководители автошкол единодушно высказались против предложения Власова. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева напомнила, что «есть моменты психофизиологии», из-за которых «медики считают, что только в 18 лет человек готов нести ответственность за управление машиной» и решать все связанные с этим юридические вопросы — например, по страхованию.
Глава Центра высшего водительского мастерства Андрей Герасенков подчеркнул, что полноценная юридическая ответственность по российскому законодательству наступает только с 18 лет. Соответственно, если 16-летний водитель попадет в ДТП, то не будет отвечать за свои действия наравне со взрослыми автомобилистами.
С другой стороны, Герасенков считает возможным разрешить старшим школьникам в отдаленных регионах (например, в Архангельской области или Якутии) садиться за руль для поездок в школу — но строго без выезда на автомагистрали. Но и в таком случае, подчеркнул специалист, необходимо внести изменения в законодательство, чтобы четко регламентировать ответственность юных водителей.
Пока же статистика аварий с участием «бесправных» несовершеннолетних водителей говорит сама за себя: подростки действительно лихачат и ведут себя безответственно.
Вчера, 13 сентября 2020 года, на 34-м километре трассы Балаково-Духовницкое-Пугачев в Пугачевском районе Саратовской области 16-летняя девушка за рулем Kia Cerato не справилась с управлением, вырулила в кювет и опрокинула машину, получив травмы. Сейчас она в больнице.
В тот же день 13-летний подросток взял у отчима машину и устроил серьезное ДТП на Минском шоссе в Москве. Пытаясь скрыться от ГИБДД, он не справился с управлением. Двое 13-летних мальчиков и их ровесница госпитализированы с травмами и переломами. Сам виновник аварии в коме, его друг вылетел из машины на асфальт, а у девочки сломаны тазовые кости. По предварительным данным, автомобиль ехал со скоростью около 150 км/час.
В середине августа 2020 года в ставропольском селе Кочубеевское несовершеннолетние цыгане без прав устроили гонки в темное время суток. Один из них потерял управление и вылетел на пешеходную зону возле парковки торгового центра, насмерть задавив девочку. Испугавшись последствий, 16-летний водитель сразу же покинул место происшествия. Потом его задержала полиция, а местные жители хотели линчевать.
В июле 2020 года сын пермского бизнесмена, 17-летний уроженец Азербайджана Адил Мирзоев, на белом внедорожнике Lexus пролетел по пешеходному переходу на красный сигнал светофора и насмерть сбил девушку. На момент столкновения скорость автомобиля достигала 115 км/час, поэтому 24-летняя Мария о удара отлетела на несколько метров и умерла через несколько минут на глазах у юного водителя. В машине с ним находились и другие несовершеннолетние представители азербайджанской диаспоры. Мирзоев отделался условным сроком (два года) и компенсацией семье погибшей в размере 1,2 млн рублей.
«Суд учитывает раскаяние, возмещение ущерба, а также возраст водителя и то, что он предоставил аптечку для пострадавшей, содействовал следствию», — заявил судья во время вынесения приговора. «У нас ни одного криминала нет. За нами греха нет. Это судьба, что делать. Марии земля пухом. Наша родня, наша семья — все желают. Мой сын… Он случайно. 17 лет...» — прокомментировал случившееся отец молодого человека.
В 2018 году в Махачкале 17-летний школьник без прав гонял по улицам, разбивая чужие автомобили, но за него заступался отец - капитан полиции. Подросток разбил люксовый кабриолет. Ремонт этого автомобиля оценили в 700 тысяч рублей, но ни парень, ни отец платить не собирались. Инспекторы ГИБДД не нашли виновного в этом ДТП и закрыли дело — как раз из-за того, что водитель не достиг возраста полной ответственности.
В июле 2018 года нетрезвый 16-летний саратовский подросток устроил ДТП на родительском Opel Kadett, врезавшись сперва в поливальную машину, затем в легковушку Opel Antara, а потом в дорожное ограждение. Превратив купленное на кредит имущество папы и мамы в металлолом, мальчик еще и обложил матом полицейских, пытавшихся забрать его в отделение, а также пускал дым от сигареты им в лицо.
Летом 2016 года 14-летний сахалинский школьник решил покатать друзей на родительской Toyota Sprinter, выехал на трассу, потерял управление, врезался в леерное ограждение и затем улетел в кювет. Двое несовершеннолетних пассажиров от полученных травм скончались на месте, остальные были госпитализированы в тяжелом состоянии.
В начале 2016 года целых две аварии с участием несовершеннолетних и "бесправных" водителей произошло в Тюмени. В январе пьяный девятиклассник взял ключи от материнской Toyota и сбежал из дома покататься. Результатом стало массовое ДТП. Удирая от заметивших его гаишников, школьник зарулил во двор, где разбил три припаркованных автомобиля. Когда автоинспекторы пытались вытащить юного водителя из-за руля, он дал задний ход и повредил служебную машину ГИБДД.
Полиция выяснила, что мать 15-летнего подростка регулярно давала ему ключи от своей «Тойоты», чтобы он прогревал двигатель, пока сама она собирается на работу. Когда произошла авария, женщина находилась в поездке в другом городе. На место ЧП вызвали бабушку мальчика, которой он дерзил в присутствии стражей порядка.
В феврале 2016 года в тюменском селе Бархатово 15-летний мальчик, поссорившись с родителями из-за невымытой посуды, в сердцах выбежал из дома и увидел прогревавшуюся под окнами KIA Seed, на которой его мать с отцом собирались ехать на работу. Школьник сел за руль и поехал кататься. На трассе Ялуторовск — Шадринский он вылетел на встречную полосу и столкнулся с Toyota, водитель которой пытался уйти от удара, но не успел. В результате и подросток, и 34-летний житель Сургута погибли.
В 2015 году 17-летний подросток Томас Левиев за рулем Ferrari спровоцировал массовое ДТП в районе Крымского моста в Москве. Его машина загорелась, а сам он выбрался наружу и скрылся с места происшествия. Полиция обнаружила его в палате одной из столичных больниц, куда молодой человек вынужден был обратиться за медицинской помощью. Сгоревший автомобиль, согласно документам, принадлежал компании, которая занималась продажей машин.