Малые сетевые компании в регионе существуют только благодаря административному ресурсу с одной стороны и эффективной работе «ИЭСК» - с другой
В июле президент подписал закон о системообразующих территориальных сетевых организациях (СТСО). Каждый регион должен выбрать базовую компанию, которая и будет отвечать за надежное электроснабжение не только перед властью, но и перед индустрией. Мера необходима для поддержания энергетической безопасности. Насколько это важно в наши дни - объяснять не приходится.
Однако не все регионы подошли к назначению СТСО так, как от них ждет федеральный центр. Так, власти Иркутской области не могут определиться с выбором до сих пор, когда зима уже не близко, а непосредственно вступила в свои права.
Если исходить из объективной картины - большого ассортимента кандидатов нет. Да, в регионе действует не одна, а несколько сетевых компаний, но, как и в других областях России в Приангарье есть доминирующий игрок. Крупнейшая энергокомпания региона «ИЭСК» де факто уже обслуживает самые большие объемы, выстроив под это большую и очень специфическую систему. Повторить опыт ИЭСК физически не в состоянии ни одна другая компания в регионе. Нет ни компетенций, ни необходимой техники, ни специалистов.
Как считают отраслевые медиа, до статуса СТСО «ИЭСК» не хватает одного - политического решения. Губернатор Игорь Кобзев активно лоббирует в качестве СТСО другую компанию - «Облкоммунэнерго» (ОКЭ). Согласно данным Контур.Фокус, организация не смогла обеспечить не только потребителей, но даже самих себя. Миллиардные долги, в том числе по заработной плате, привели к тому, что оттуда сбежали все ценные специалисты и даже глава «ОКЭ». В марте заявление по собственному желанию написал коммунист Александр Анфиногенов, соратник не только нынешнего, но и экс-губернатора Сергея Левченко.
При этом, как ни парадоксально, но финансовое здоровье «ОЭК» с 2020 года держится исключительно на «ИЭСК». Дело в том, что последние выполняют в Иркутской области функции котлодержателя. В сущности, это очень похоже на обязанности СТСО, хотя знак равенства ставить все же нельзя. Суть в том, что на «ИЭСК» помимо прочего висит обязанность по компенсации потерь мощности другим ТСО (территориальные сетевые компании). То есть, недополученную запланированную выручку и потери других организаций «ИЭСК» обязана компенсировать из собственных средств.
Каждая сетевая компания защитила перед надзорными органами свой «тариф» - необходимую выручку (НВВ). Это сумма, которую предприятие должно получать за работу и тратить на обслуживание оборудования и собственную деятельность. Из-за потерь в сети, воровства электроэнергии или отсутствия платы от потребителей, по факту ТСО получают меньше расчетных сумм. Вот эту разницу другим ТСО и приходится выплачивать «ИЭСК» за свой счет.
НВВ зависит от удельных операционных расходов – проще говоря, сколько энергетики тратят на обслуживание одной условной единицы. Об эффективности «малых» энергокомпаний в Иркутской области красноречиво говорят такие цифры. Удельная операционка сетевиков «БЭСК» и «ОКЭ» превышает аналогичную у «ИЭСК» на 132% и 232%. Особенно обращает на себя внимание уровень зарплат – так в «ОКЭ», «БЭСК» и «Витимэнерго», доля в пересчете на у.е. выше, чем у «ИЭСК», 174%, 269% и 360% больше соответственно. Отсюда и непомерные тарифы, которые «ОКЭ» не смог защитить и многочисленные интервенции ФАС.
Примечательно, что компенсации по дутым «тарифам» в первую очередь компаниям, связанным с Кобзевым. Только за 3 последних года работы сумма перевалила за 12 миллиардов рублей. Одна только «ОКЭ» получила более 4,5 млрд рублей компенсаций от «ИЭСК» за 2020-2024 года. В этом году сумма компенсаций ТСО могла достигнуть 6 млрд рублей, но помешала ФАС, попутно обнаружив новое необоснованное завышение в тарифах «БЭСК» и «Витимэнерго» на пол миллиарда рублей. Тем временем сам «ИЭСК», исправно выполняющий функции дойной коровы для аффилированных с властью компаний, фиксирует ежегодные убытки.
Малые сетевые компании в регионе существуют только благодаря административному ресурсу с одной стороны и эффективной работе «ИЭСК» - с другой. Паразитизм на энергии – специфическая черта Приангарья. Этот фактор обязательно должен учитываться при выборе СТСО.
Самое интересное:
«Алло, на нас напали»: сотрудница почты избила себя, чтобы скрыть кражу на полмиллиона рублей
«Абсолютно вопиющий случай»: пьяный пациент зарезал фельдшера после оказания первой помощи
10 дней в тайге без еды и воды: в Иркутской области спасли пропавшую по пути на работу пенсионерку