На Украине пытались накачивать людей, что живущие рядом русские - совсем иные, что им ближе по менталитету португальцы или мальтийцы, поскольку они – «европейцы».
Указ президента Зеленского об «исторически населенных украинцами» землях России вызвал немало комментариев у российских СМИ и соцсетях, в которых документ расценивался как покушение на территориальную целостность РФ, и потому был либо высмеян, либо заклеймен как очередная провокация киевского режима.
Однако, думается, упускается один очень важный аспект, который, на самом деле, представляет инициативу украинского лидера в свете, противоположном его намерениям. Ведь о чем говорит проживание потомков украинцев «в границах Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей»? А еще ведь можно добавить компактные районы и в Саратовской, Амурской, Омской областях, Красноярском и Приморском краях и т.д.
Это свидетельствует о нераздельном единстве истории русского (великороссов) и украинского народов, об их тесной переплетенности, и невозможности размежевания географически и политически. Конечно, бездумные политики могут развести два народа (или две ветви одного народа, кому как нравится) по разные стороны границы, но это приводит к тому, что приходится резать по живому, к рассечению миллионов родственных, дружеских связей, экономических и прочих отношений. И в свою очередь это ведет к кровавому конфликту, ибо так просто людей раскидать нельзя, рано или поздно у них возникнет вопрос – «а зачем»?
С XVII века русские и украинцы (не будем использовать термин «великороссы», дабы не усложнять картину) жили чересполосно. В той же Курской губернии, в селе Павловка, откуда происходят мои предки, изначально имелось две половины – в одной жили «кацапы», а в другой «хохлы». Я использую народные этнонимы, не имевшие никакого оскорбительного оттенка в устах селян. Девичья фамилия моей прабабки - Портненко, но замуж она вышла за Найденова, так слились украинская и русская кровь. Так жили в сотнях и сотнях деревень Слобожанщины по обе стороны нынешней границы (о каковой тогда никто не мог и подумать, настолько это было бы дико).
Если взглянуть на карту Харьковской области, то мы увидим характерные названия – Черкасская Лозовая и Русская Лозовая, Черкасские Тишки и Русские Тишки. Напомню, что «черкасы» были одним из синонимов украинцев. Это соседние селения, напоминающие об истории совместного заселения и проживания, с запада, из-за Днепра прибывали украинцы («черкасы»), с севера – русские. Точно также оказалось перемешанным население Новороссии, составившей половину территории нынешней Украины, только там селились вдобавок к этим двум этносам, и сербы, и немцы и прочие народы. В воспоминаниях Ворошилова о его детстве на территории современной Луганщины, есть примечательный момент, где он отмечает, что по Северскому Донцу, там где сейчас Северодонецкая агломерация, жили компактно великороссы, а их окружали украиноязычные села.
Точно также дело обстояло на территории будущей РСФСР, украинцы проживали под Таганрогом, и его уроженец Чехов себя относил к ним, и на Кубани, куда запорожских казаков поселили цари, и в ставропольских степях, откуда южнорусский акцент в речи М.С.Горбачева, потомка по матери украинцев-переселенцев по фамилии Гопкало.
Но украинцы проникали гораздо восточнее – встреченная в Москве Мишей Горбачевым студентка Рая Титаренко, была украинкой с Алтая. В рамках освоения Сибири и Дальнего Востока, в царское время туда переселились сотни тысяч крестьян из Полтавской, Черниговской, Екатеринославской и Харьковской губерний. Вспомним уроженца Красноярского края Константина Устиновича Черненко. Возникло даже понятие «Зеленый клин» - район Дальнего Востока, заселяемый преимущественно украинцами. Губернаторы Приморского края Евгений Наздратенко и Олег Кожемяко – наследие того времени, также как кандидат в губернаторы 2018 года Андрей Ищенко. А еще некоторые ученые выделяют «Желтый клин» в Нижнем и Среднем Поволжье, «Серый клин» в Южной Сибири и Северном Казахстане, также связанные с украинской миграцией.
Думается, этих примеров достаточно, чтобы показать невозможность политического разделения русских и украинцев, испокон веку проживавших вместе и вперемешку. Так что Зеленский, сам того не понимая, разоблачает свой же тезис о невозможности существования русских и украинцев, подняв тему истории украинцев в России. Если ты отделяешь от России часть украинцев, то неизбежно встает вопрос о другой части, что остается по ту сторону границы. Аналогично и с русским народом, которого границы, нарезанные наркомом по делам национальностей И.В.Сталиным, буквально исполосовали.
И это при том, что реальных различий почти не имелось. В Ростовской области есть приграничный поселок Чертково – железнодорожная станция. С другой стороны железной дороги, она же – граница, поселок Меловое, уже Луганской области. В советское время их жители воспринимали поселки как одно целое, никто не делился. Этнически, лингвистически, культурно, социально разницы между Чертково и Меловым не было никакой.
Но после 1991 натянули колючую проволоку. На Украине начали накачивать людей пропагандой, что жители Мелового, совсем иные люди, чем их соседи через 50 метров в Чертково, что им ближе по менталитету португальцы или мальтийцы, поскольку они – «европейцы». Все понимали бредовость подобных утверждений, но были вынуждены молчать и терпеть - «единая Украина» строилась вовсе не убеждением, а принуждением. Сегодня, когда граница между Чертково и Меловым снесена, их жители возвращаются к нормальности, возобновляются прежние соседские отношения, которые тридцать лет пытались уничтожить. Женщина, вышедшая замуж когда-то по другую сторону дороги, не считается более представителем иного этноса, не имеющей ничего общего с родителями.
Забавно, что статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» получила неожиданное подтверждение в указе Владимира Зеленского.