Жители приграничного района Забайкальского края собирались искать защиты от местной власти у полпреда президента
По меньшей мере, странное управленческое решение готовится в Забайкалье. По инициативе краевой власти, не дожидаясь нового закона о МСУ, запущен процесс объединения одиннадцати муниципальных образований района в единый муниципальный округ. Настораживает, что весь процесс преобразования района в округ организован региональными и районными властями максимально закрыт от жителей района. О готовящихся изменениях нет никакой информации ни на сайте районной администрации, ни в поселениях, ни в местных СМИ. Складывается впечатление, что власти региона пытаются кулуарно провести столь важное решение. Между тем, такая линия поведения явно идет вразрез с теми установками, которые совсем недавно транслировал лично глава государства Владимир Путин.
Инициированный процесс объединения грозит обернуться серьезными последствиями. Местные общественники в феврале начали сбор подписей против такого решения, также они подготовили письмо полномочному представителю президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу.
«Мы уверены, что после объединения в муниципальный округ эффективность управления в разы ухудшится, ведь территория района составляет почти 6000 квадратных километров, что повлечет за собой колоссальный отток населения из сел, а, следовательно, вымирание деревень», – отмечается в тексте письма.
Его авторы также указывают: на совещании с президентом в сентябре прошлого года Юрий Трутнев совершенно справедливо отмечал, что «к числу наиболее важных проблем дальневосточники относят также качество здравоохранения, образования, дорог, состояние городов и населенных пунктов».
В феврале процессы удалось остановить, чиновники пообещали людям, что не будут продавливать сомнительные решения. Но буквально пару дней назад местные власти вернулись к вопросу объединения.
«Подрывная деятельность»
Активисты уверены: ликвидация поселений в конечном итоге приведет к целому ряду побочных эффектов для жителей района. В частности, утверждают они, граждане лишатся возможности обращаться к представителям на местах, значительно ухудшится предоставление государственных услуг. Кроме того, почти наверняка произойдет закрытие объектов социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, приведет к сокращению рабочих мест и дальнейшему оттоку населения из сел и района.
Основатель юридического бюро «Законовед» Григорий Сарбаев в разговоре с «Блокнотом» указывает и на другой риск. По его словам, необходимо принимать во внимание тот факт, что Ононский район Забайкальского края является приграничным.
«Это и без того малонаселенная территория, регион, который, напротив, нуждается в укреплении со стороны властей. Глава государства постоянно держит вопрос Дальнего Востока на личном контроле. Поэтому такие действия местных властей вызывают, мягко говоря, непонимание – это что, такая подрывная деятельность? Неужели местные чиновники искренне не понимают: если сейчас в таком формате провести объединение, то территория уже почти наверняка окажется непригодной для жизни», – пояснил Сарбаев.
Между тем, местные чиновники, очевидно, очень торопятся. Так, 8 февраля главой Ононского района Ольгой Бородиной было подписано постановление «Об инициативе объединения всех сельских поселений муниципального района «Ононский район» в муниципальный округ». Речь идет о слиянии одиннадцати поселений в единый муниципальный округ. При этом власти уже состряпали график публичных слушаний по данному вопросу – они должны пройти в течение недели. Как власти умеют проводить подобные «слушания» – мы прекрасно знаем.
По оценкам депутата Госдумы Алексея Куринного, подобные процессы по «слиянию и поглощению» чаще всего ставят крест на прямой коммуникации населения и власти.
«Такие процессы действительно стартовали в рядке регионов. Однако, на мой взгляд, это серьезный шаг к разрушению всей системы муниципального самоуправления», – подчеркнул в разговоре с «Блокнотом» депутат.
Обсуждаемый законопроект, подготовленный председателем комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андреем Клишасом, упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. Документ относит к видам муниципальных образований только городской округ, муниципальный округ и внутригородскую территорию города федерального значения. В том случае, если законопроект примут, администрации и депутатские советы городских и сельских поселений автоматически прекратят существование, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов. Закон, вероятно, будет принят, но, как ожидается, с многочисленными правками. Однако забайкальские власти это, видимо, не сильно тревожит.
«Это странная инициатива, учитывая, что соответствующий законопроект действительно еще не принят Госдумой. Местные власти в этой ситуации пытаются бежать впереди телеги, создавая риски для всей вертикали. Во-первых, Забайкальский край – сложная, приграничная и довольно протестная территория. Любое неосторожное движение может спровоцировать выплеск протестов, которые в приграничной территории могут создать особые проблемы», – пояснил гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский.
Во-вторых, продолжает эксперт, сейчас муниципалитеты по всей стране довольно нервно реагируют на любые проявления муниципальной реформы, и нужно крайне аккуратно эти проявления выдавать в эфир, чтобы не усиливать и так растущее недовольство глав и сотрудников упраздняемых в будущем администраций.
Вразрез с Путиным
Руководитель Экспертного совета по малым территориям Дмитрий Лисицын склонен считать, что политика укрупнения ведет к снижению конкурентоспособности страны и ее безопасности. В частности, перенос управления на более высокий уровень автоматически приводит к тому, что на местах практически ни один вопрос невозможно решить. При этом любые инициативы будут загублены на корню, а приход инвесторов в малые населенные пункты станет малореалистичным. Таким образом, к так называемой экономической депривации добавляется депривация административная. Эксперт полагает, что мы рискуем прийти к пресловутой «внутренней периферии».
По его словам, в России внутренняя периферия очень часто возникает на границах административных образований: «Например, есть два соседних района, и на границах этих районов – шаром покати, люди оттуда массово уезжают».
Политолог Виталий Обедин в разговоре с «Блокнотом» признал, что подавляющее большинство муниципальных образований первого уровня – глубоко дотационны.
«Однако они выполняют очень важную функцию, – говорит Обедин. – Чиновники на местах постоянно занимаются проблемами жителей, с которыми те сталкиваются в ежедневном режиме. При этом не секрет, что большие начальники в некоторые поселения могут не приезжать по два-три года. В такой ситуации люди фактически оказываются брошенными: кто в новой конфигурации будет представлять их интересы?».
Обедин предположил, что краевые власти торопятся провести «объединительные процессы» по политическим причинам – муниципальные округа проще контролировать, соответственно, и «делать» необходимые результаты на выборах – тоже проще.
Сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный Эксперт» Сергей Журавский склонен считать, что подобная инициатива «убьёт малые населенные пункты»:
«Там неизбежно сложится ситуация, при которой даже минимальные хозяйственные потребности будет некому удовлетворять. Упадет дерево на дорогу, что делать – губернатору писать? Снега выпадет больше обычного, кому жаловаться? Мы получим территории, которые окажутся малопригодными для нормальной жизни».
По его словам, появление такого протестного очага может свидетельствовать о том, что глава региона и члены его команды закрылись от населения и не понимают их запросов: «Это очень плохой знак. Получается, что местная власть и население живут в разных мирах. Рядовые граждане для решения житейских вопросов вынуждены обращаться к полпреду президента».
В то же время понятно и другое: забайкальские власти, по всей видимости, не слышат или не хотят слышать президента. А ведь совсем недавно, в минувшем сентябре, Владимир Путин на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа говорил буквально следующее: «Если опираться лишь на безликие нормативы, а не на государственное видение стратегической значимости Дальнего Востока, то именно такого, опережающего социального, а за ним и социально-экономического развития мы не получим. Я прошу Правительство, профильное Министерство по развитию Дальнего Востока исходить из этих соображений. Нужно сейчас вкладываться, чтобы завтра был ощутимый результат».
Полпред Юрий Трутнев, в свою очередь, констатировал: экономика Дальнего Востока понесла больший ущерб в период пандемии коронавируса, чем экономики других регионов. Но что на этом фоне делают местные власти? Непродуманными, а возможно, намеренными действиями наносят еще больший удар по экономике региона. Контрольный в затылок?
По оценкам профессора Института управления и регионального развития РАНХиГС Эмиля Маркварта, резонансная инициатива действительно рискует обернуться целым рядом побочных эффектов. Он указал на то, что речь, по сути, идёт об упразднении поселенческого местного самоуправления. Маркварт сослался на проведенное ранее исследование, посвященное укрупнению территориальных образований. Оказалось, что экономическая эффективность таких реформ – нулевая, говорит собеседник «Блокнот».
«Что касается административной эффективности, то здесь мы обнаружили два разнонаправленных эффекта. Да, с одной стороны, наблюдается профессионализация системы, но при этом, с другой стороны, доступность услуг для жителей резко снижается, поскольку услуги в основном начинают концентрироваться в центрах», – указал Маркварт. По его мнению, более крупные территориальные образования экономически точно не более эффективны, чем малые.
Красноречивой иллюстрацией его слов служат результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центром социального проектирования «Платформа». Среди главных проблем жители городов и сел России назвали трудности в поиске работы и отсутствие социальных служб и инфраструктуры в местах их проживания. Нехваткой социальных служб и учреждений – детсадов, больниц и поликлиник – в среднем по стране недоволен 31% жителей. Причем недовольство растет с уменьшением количества жителей населенного пункта: 19% – в Москве и Санкт-Петербурге, 41% – в городах с более чем 500 тысячами жителей. В селах с проблемами социальной сферы столкнулись 34% опрошенных.
Жители Забайкалья не хотят еще большего обрушения качества жизни, поэтому готовы к борьбе. Они уверены: если власти края их не слышат, то власть федеральная вряд ли проигнорирует просьбы обитателей района, который еще в 18 веке был основан как пограничный караул.