
«Просветительская деятельность» рискует превратиться в мину замедленного действия для россиян
Закон о просветительской деятельности вступает сегодня, 1 июня, в силу в России. В частности, он закрепляет сам термин «просветительская деятельность», а также запрещает ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Между тем, именно этот закон оказался одним из наиболее скандальных. И, похоже, на то есть веские основания.
В ноябре прошлого года сенаторы и депутаты внесли в Государственную думу законопроект, дополняющий закон об образовании понятием «просветительская деятельность». Объяснялось это необходимостью «обеспечения регулирования такого рода деятельности и участия образовательных организаций в международном сотрудничестве». Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в свою оченрнедь заявил, что ведомство будет исполнять закон о просветительской деятельности так, чтобы права научных сотрудников и педагогических работников были соблюдены.
Между тем, законопроект получил в профессиональном сообществе неоднозначные оценки. Так, он был поддержан министерством просвещения, в то же время президиум РАН единогласно проголосовал за то, чтобы направить в Госдуму просьбу отозвать законопроект. Вопросы у представителей РАН возникли в связи с тем, что законопроект вводит ограничение на подписание международных договоров – в частности, потребуется согласовывать с Минобрнауки любой договор с иностранными преподавателями, договоры на проведение международных конференций и других событий с международным участием.

Астрофизик Сергей Попов создал петицию против принятия законопроекта. Про его мнению, опасение вызывает тот факт, что просветительская деятельность носит некоммерческий характер и после принятия закона объем этой деятельности в стране может быть значительно снижен.
Всего 1600 ученых подписали петицию, опубликованную в газете «Троицкий вариант — Наука». Также против поправок выступили 18 создателей и руководителей независимых просветительских проектов, которые заявили о том, что законопроект вводит цензуру и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в обществе.
По результатам одного из соцопросов, 71% россиян ничего не слышали о законе, 23% что-то слышали, 6% хорошо знают о принятии закона. На вопрос об оценке закона 36 % опрошенных заявили, что закон направлен на усиление цензуры, 30% — что закон нужен для борьбы с антироссийской пропагандой, ещё 34 % затруднились ответить.
Доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый в разговоре с «Блокнотом» объяснил, что вступивший в силу закон о просветительской деятельности, с большой долей вероятности, обернется в регионах всплеском коррупции. Дело в том, указал эксперт, отныне окончательное решение о полезности и необходимости тех или иных курсов, вебинаров остается за чиновниками.
«Получается, что именно чиновники получат право определять, какие программы или курсы полезны, а какие – таковыми не являются. Оценка качества – тоже из прерогатива. Существует серьезный риск, мы столкнемся с ощутимым ростом коррупции», - заявил Белый.
По его оценкам, также, скорее всего, будет значительно раздут чиновничий аппарат, потому как окажутся востребованы дополнительные займутся лицензированием просветительской деятельности, а также организацией проверок действующих программ», - пояснил эксперт.
Ранее занимавшая пост вице-премьера Ольга Голодец заявляла, что в России нет необходимости в таком количестве дипломированных граждан, достаточно только 35% населения с высшим образованием. При этом она обратила внимание, что со временем этот процент «ненужности» будет расти.
В российском обществе спросом пользуются профессии, для которых не требуется диплом, уточнила высокопоставленный чиновник правительства, ссылаясь на «просчитанный баланс». Оптимальным чиновники считают соотношение, когда высшее образование будет у 35%, а 65% станут обладателями востребованных рабочих профессий.