Олег Шеин - о масштабах неофициальной занятости в стране.
Депутат Госдумы III-VII созывов Олег Шеин раскрыл тайну Росстата: почему их сообщения об официальных средних зарплатах вызывают гнев у россиян. Откуда они берут такие цифры?
Прошлая публикация про цены на бензин имела большой резонанс. Причем, читатели отдали должное и сообщениям Росстата про среднюю по России зарплату в 76 тысяч рублей.
Прекрасное ведомство не врет. Оно просто использует свои методики расчетов. Росстат считает среднюю зарплату по отчетам работодателей, которые тоже не врут, но учитывают не всех сотрудников, а только тех, кто у них официально занят.
Взять, к примеру, базу отдыха. В штате у нее числится менеджер, а всякие егеря и горничные в лучшем случае проходят по гражданско-правовым договорам. И точно также кафе, магазины, строительные фирмы и прочее.
Где осталась официальная занятость? В госсекторе и крупных корпорациях. Официально работают чиновники, силовики, врачи и учителя (со всеми переработками), сотрудники Газпрома и Норникеля.
Где нет трудовых контрактов? В сфере услуг, торговле и сельском хозяйстве. Понятно, что здесь зарплаты ниже, чем на буровых или в местной администрации, и понятно, что эти низкие зарплаты Росстат не видит.
Масштабы бедствия
Насколько широко распространена неофициальная занятость?
Росстат определяет ее в городах в 17%. В сельской местности она еще выше. То есть речь примерно про 20 миллионов человек.
Но это Росстат. Несколько лет назад Пенсионный фонд обнародовал, что взносы на пенсию не перечисляют 35 миллионов граждан. Примерно таких же цифр придерживался и РАНХИГС, то есть академия при Президенте РФ.
Никаких исследований на этот предмет нет и не предвидится. Несколько лет назад Госдума заказывала исследование у правительства, но так его и не получила. Так что точных данных нет ни у кого, включая парламент с кабинетом министров.
Однако есть точные данными по родной мне Астраханской области. У нас здесь находится примерно 600 тысяч человек в работоспособном возрасте. А вот отчисления в фонд медицинского страхования регулярно и даже эпизодически платят только 360 тысяч человек. То есть почти каждый второй астраханец либо безработный, либо трудовой мигрант, либо без официального договора.
Что это за люди? Бездельники и тунеядцы?
Нет. Это тот самый рабочий класс, что создает реальный прибавочный продукт.
В строительстве из 28 тысяч человек официально заняты только 6 тысяч.
В сельском хозяйстве из 60 тысяч человек трудовые договоры имеют тоже только 6 тысяч.
В торговле из 75 тысяч человек трудовые договоры имеют только 17.
В гостиничном бизнесе и индустрии питания из 14 тысяч – только 4,5.
И Астраханская область такая не одна. Этих работающих людей, что трудятся на полях и стройках, стоят за прилавком или перевозят грузы Росстат в своей статистике о размерах зарплат не видит. Их для него нет.
Приватизация полиции
Многим знаком замечательный британский скетч «Шоу Фрая и Лори». Его авторы явно были критично настроены к капитализму и сделали ряд хороших зарисовок. Одна из них называлась «Приватизация полиции» и была посвящена преобразованию этой службы в акционерное общество.
Этот скетч начинает играть новыми красками в свете последних изменений в российских законах.
Я про закон о самозанятых. В нем, конечно, много полезного, особенно если речь идет про репетиторов и таксистов. Но все знают, что с самого начала этот закон стал применяться работодателями в целях снижения налогов и перевода обычных сотрудников в число самозанятых.
Последние же поправки устранили к тому всякие препятствия. Прошу извинить за врезку официоза, она того стоит: «под самозанятостью гражданина понимается деятельность по выполнению работ, направленная на систематическое получение дохода».
Такая формулировка открывает дорогу к переводу в самозанятые кого угодно.
В конце концов и учитель в школе, и полицейский и даже президент «выполняет работы, направленные на систематическое получение дохода».
Понятно, что первым лицам государства, гаишникам и бюджетникам беспокоиться на данном отрезке времени не о чем, но любой каменщик может запросто быть переведен из трудового контракта на вольные хлеба.
И вопрос не только о налогах – эту достойную тему мы затронем чуть дальше – а в том, что если нет трудового договора, то нет восьмичасового рабочего дня, права на отпуск, права на выходные и даже права на спецодежду. И нет нормальной зарплаты. Какая нормальная зарплата, если ты здесь вообще не работаешь?
Буквально на днях я был свидетелем разговора двух продавцов, которые обсуждали 10-часовой рабочий день при зарплате в 20 тысяч рублей в месяц.
Пенсия в 70 лет
Понятно, что если нет контракта – нет и налогов. Федеральное правительство эти проблемы беспокоят не очень. Ведь подоходный налог идет не в Москву, а в местные нищие бюджеты городов и сел.
Однако местными бюджетами дело не ограничивается.
Из-за массовой неофициальной занятости денег лишается российская медицина. В рамках неолиберальных реформ ее перевели на «страховые рельсы». Проще говоря, финансирование больниц и поликлиник зависит от того, платятся ли налоги с зарплаты или нет. А если юридически зарплаты нет, то нет и денег на больницы. Ежегодные потери отечественного здравоохранения составляют более 0,5 триллиона рублей.
Но куда как глубже ситуация с Пенсионным фондом.
Дело даже не в том, что Пенсионный фонд ежегодно не получает по 1,5 трлн руб. Для понимания насколько это много скажем, что повышение пенсионного возраста объясняли «дырой» в 300 миллиардов. Дело в том, что по новым правилам для выхода на пенсию нужно иметь официальный стаж в 14 лет. А еще нужно иметь 25 «баллов», рассчитываемых из зарплаты.
Если человек получает минимальную зарплату, ему потребуется стаж в 24 года. И здесь мы возвращаемся назад и видим, что значительная часть российского рабочего класса не имеет никакой официальной работы, то есть не имеет ни стажа, ни пенсии.
А это значит, что право на пенсию у этих людей возникает на 5 лет позже обычного.
Когда в 2028 году антипенсионная реформа достигнет своих целей – 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин – российские работники, не выработавшие стажа и баллов, поймут что им для получения минимальной пенсии надо где-то потрудиться еще 5 лет.
Может, хоть зарплата выросла?
Нам часто говорят, что уход трудовых отношений в тень вызван высокими налогами. Мол, если был налоги были меньше, то сохранились бы и трудовые договоры.
Вернемся к Росстату. В 2012 году, по его оценкам, неофициально работало 12% горожан. В прошлом году, повторим, уже 17%. За каждым процентом кроется свыше миллиона человек.
А зарплаты в России за это десятилетие, как известно, упали примерно процентов на 10. И причина не только в санкциях. Нет трудовых прав – нет и возможности добиваться высокой зарплаты, человек в сильной зависимости.
Тема гастарбайтеров
Одной из самых болезненных тем для россиян стал вопрос о гастарбайтерах.
Причем исследования давно уже показали, что заработная плата иностранных рабочих не отличается от зарплаты россиян.
Российский бизнес не экономит на зарплате гастарбайтеров. Его выгода состоит в том, что с таджиками и армянами нет официальных договоров, поэтому вкалывают они сверхурочно и платить деньги в Пенсионный фонд не надо.
25 лет назад я был на профсоюзной учебе в Греции. Греческие левые тогда решили помочь российским активистам и на протяжении недели мы слушали лекции и встречались на заводах. У греков в то время была проблема с гастарбайтерами из Албании. И греческие профсоюзы решали ее нетривиальным и вполне разумным образом: они жестко добивались обеспечения трудовых прав албанцев. Есть трудовые права, есть официальный договор – это значит, что работодатель должен платить налоги и ему становится невыгодно ввозить иностранную рабочую силу.
И это сработало. Число албанских трудовых мигрантов в Греции вначале перестало расти, а потом и сократилось на треть.
Что же с этим все делать?
Обычно по теме неофициальной занятости проверяющие органы начинают шпынять мелких предпринимателей, проверять ларьки и мастерские. Делается это годами и толка не приносит.
А все потому что государству стоит начать с себя. Ни для кого не секрет, что львиная доля государственных подрядов раздается без всяких конкурсов. Ежегодно таким образом распределяется 30 триллионов рублей (!).
Эта цифра сравнима со всем российским бюджетом. Представляете масштабы?
Сложите все деньги, направляемые на армию, образование, больницы, пенсии, дороги, ЖКХ - и представьте, что эти невероятные объемы просто без конкурсов получают «заслуженные люди», отобранные чиновниками. По сути, речь о втором бюджете страны.
И столь «заслуженные» люди имеют особое отношение к себе. Именно они вовсю и привлекают гастарбайтеров и россиян без оформления трудовых договоров. Стоит только посмотреть на то, как строилась Сочинская олимпиада, и все встает на свои места. На объектах, обошедшихся почти в два триллиона рублей, были случаи суицида из-за долгов по зарплате. Вот только доказать работники не могли ничего, потому что привлекались субподрядчиками без оформления договоров.
И такая же картина при строительстве школ и дорог, поставках продуктов питания в больницы и даже охранной деятельности. Ну кто будет проверять на предмет прав работников фирму, которая получила подряд без конкурса? У владельца такой организации всегда есть кому позвонить.
Поэтому должно быть универсальное правило: нарушаются права работников, применяется неофициальная занятость, используется фактический демпинг при госконтрактах - нет ни госконтрактов, ни налоговых льгот.
Вот тогда мы и увидим реальную среднюю зарплату по стране и увидим ее рост.
Автор - депутат Госдумы III-VII созывов
Самое интересное: