«Мне не пришлось играть Шурика», — говорил Демьяненко, — «просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни».
Также 30 мая Всемирный день борьбы против астмы и аллергии, Международный день феминизма и День памяти преподобной Евфросинии Московской, а также в этот день в 1896 году на окраине Москвы произошла давка на Ходынском поле, в 1994 году состоялся дебют телепрограммы «Час пик» Влада Листьева, а в 2016 году состоялось открытие международного аэропорта «Жуковский».
Подробнее поговорим о родившемся 30 мая Александре Демьяненко (1937-1999) — советском и российском актере театра, кино и телевидения, мастере дубляжа и народном артисте РСФСР (1991).
Александр Демьяненко наиболее известен как исполнитель главной роли Шурика в кинокомедиях Леонида Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (6+), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (6+) и «Иван Васильевич меняет профессию» (6+).
Всенародный любимец и обаятельный интеллигент Александр Демьяненко прожил половину жизни в тени своего героя Шурика. Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино.
Юность и поступление в ГИТИС
Родился Александр Демьяненко 30 мая 1937 года в Свердловске в семье преподавателя местной консерватории Сергея Петровича Демьяненко. В 1954 году, по окончании свердловской школы № 37 с углубленным изучением немецкого языка, Александр попытался поступить в МХАТ (приемная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог.
В итоге он поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, так как понял, что эта профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями Демьяненко отправился в Москву, где поступил в ГИТИС, который окончил в 1959 году.
В том же году Александр Демьяненко был приглашен в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где проработал три года, но актера все больше затягивало кино. Вскоре он покинул Москву и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где до самой смерти жил и работал на киностудии «Ленфильм».
Роли в кино
В кино актер дебютировал ролью, которая привлекла к нему внимание и зрителей, и режиссеров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (12+), вышедшей на экраны в 1958 году. В 1959 году Демьяненко сыграл эпизодическую роль фотографа в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» (12+). Также у режиссеров Алова и Наумова актер снялся в картине «Мир входящему» (12+), благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на кинофестивале в Венеции.
На «Ленфильме» в 1962 году Александр Демьяненко снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (12+), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации. Также Демьяненко принял участие в съемках детектива Николая Розанцева «Государственный преступник» (0+), где сыграл роль следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, актер завоевывал популярность среди зрителей. Вскоре на Свердловской киностудии актер снялся в фильме «Угрюм-река» (0+) в роли приказчика Ильи Сохатых.
Комедии Леонида Гайдая
В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съемкам комедии. Сценарий назывался «Несерьезные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие.
В итоге подошел работавший в Ленинграде Демьяненко. Он был жгучим брюнетом, а в фильме его решили сделать блондином. Сам актер в 1998 по этому поводу отметил следующее: «Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время не было таких замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь известки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чертовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось».
Вдова актера Людмила Акимовна позднее вспоминала: «Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо еще, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел».
Роль Шурика принесла актеру успех. Гайдай через два года снял продолжение приключений полюбившегося зрителям героя — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию».
«Мне не пришлось играть Шурика», — говорил Демьяненко, — «просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям…». Однако большой радости от нового амплуа Демьяненко не испытывал. На площадке мешали общей работе его нелюдимость, критический взгляд на новых людей. «Я и с Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю, избегал общения. Он казался мне человеком неуправляемым, капризным, даже завистливым, с очень специфическим пониманием доброты. Не монтировались мы и с Моргуновым. С Никулиным и Вициным контакта тоже не получалось, потому что они гораздо старше, у них другие интересы, взгляд на актерство», — рассказывал Демьяненко.
Роли на телевидении
Режиссеры вскоре перестали предлагать актеру интересные роли. От этого его спасло телевидение, где он выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Жоржа Сименона.
Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссеров, которых интересовал незаурядный драматический талант актера, — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» (6+) Наума Бирмана. Кроме того, актер много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы.
В 1968 году на ленинградском телевидении Демьяненко попробовал себя в качестве кинорежиссера, поставив короткометражный фильм «Святая ложь» (0+). В середине 1990-х годов он снимался в первом российском ситкоме «Клубничка» (12+).
Демьяненко был одним из ведущих актеров дубляжа — он озвучивал Донатаса Баниониса, а также зарубежных актеров: Омара Шарифа, Жан-Поля Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберта Де Ниро, Стива Бушеми, Джона Войта, Арнольда Шварценеггера, Тони Кертиса, Калью Комиссарова и многих других. В театре он больше выступал в антрепризах. С 1984 года до последних дней был артистом Ленинградского театра комедии имени Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. В 1991 году актер удостоен звания народного артиста РСФСР.
В августе 1999 года по настоянию врачей Александр Демьяненко готовился к коронарографии, но до операции на сердце не дожил. Он умер 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет. За свою жизнь Александр Демьяненко сыграл более трехсот ролей, но для большинства зрителей он запомнился именно ролью Шурика.
Последние новости шоу-бизнеса России читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости шоу-бизнеса
#Новости шоу-бизнеса России
#Скандалы шоу-бизнеса
Свое мнение о "полезности" для России звезда шоу-бизнеса можно и нужно высказывать в комментариях ниже ;)