Если в прошлый кризис большинство населения считало, что он продлится 1-2 года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года.
В марте 2015 г. индекс потребительских настроений, который считается важным инструментом прогнозирования поведения потребителей, в России резко снизился. По последним данным маркетингового исследования GfK RUS, в прошлый кризис 2009 года большинство населения считало, что он продлится 1-2 года, сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года.
Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее «продвинутых» и ранее благополучных группах потребителей, отмечает Ритейлер.ру.
Так, жители Москвы в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее, чем это было в кризис 2008-2009 гг.
В такой ситуации эксперты считают, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, – в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп. При этом многие будут пересматривать содержимое своей потребительской корзины.
Одной из основных тенденций потребительского рынка в кризис 2008-2009 гг. был «отложенный спрос», который помог восстановлению рынка уже в 2010 г. Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 г. – когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго.
Потребители будут переходить на более дешевые товары, практически откажутся от спонтанных покупок, откложат на дальнюю перспективу приобретение товаров длительного пользования.
Кризис 2015 г. сделает российского потребителя еще более рациональным и сосредоточенным на поиске лучших предложений, чем ранее, отмечают исследователи. Широта ассортимента и возможность купить все нужные товары в одном месте, как факторы выбора места покупки, уступят желанию потребителя найти лучшую цену.