В декабре 2020 года российская железная дорога продала в частные руки сеть из 19 уникальных санаториев.
В декабре 2020 года российская железная дорога продала в частные руки сеть из 19 уникальных санаториев. Сделка создала целый ряд угроз. Во-первых, реальные возможности по эффективному оздоровлению российских железнодорожников, нередко страдающих хроническими заболеваниями, теперь стремятся к нулю. А, значит, их продолжительность жизни начнет снижаться. Во-вторых, абсолютно непонятным оказалось будущее коллективов санаториев. Не исключено, что тысячи человек потеряют работу. В-третьих, судя по всему, колоссальных сумм не досчитается бюджет – их могут вывести через офшоры. А на фоне всего этого ОАО «РЖД» продолжает строить новые планы: уже по продаже больниц и поликлиник. Социальный эффект от подобной сделки может стать настоящей катастрофой.
«РЖД-Здоровье» - уникальная компания. Каждый из 19 санаториев обладает собственной изюминкой, исходя из природных лечебных факторов региона. Неповторимый воздух «Соснового бора» в Кировской области, радоновая вода Лискинского «Радона», минеральная вода «Долины Нарзанов» в Кисловодске и Есентуках. Ежегодно на главном Всероссийском профессиональном научно-практическом форуме в области санаторно-курортного лечения и бизнеса «Здравница» санатории РЖД получали по несколько золотых медалей. «За формирование новой концепции здоровьесбережения», «Лучшее объединение санаторно-курортных организаций» - это все их награды последнего времени.
Само собой, санатории были востребованы. Ежегодно в них отдыхало более 100 тыс. человек. Из них 40 тыс. – железнодорожники. И количество отдыхающих росло, особенно - в период пандемии и закрытых границ. Ежегодная заполняемость санаториев РЖД составляла 77%, при среднем показателе по стране 60-65%. Как следствие, финансовые показатели компании позволяли не просто существовать, но – и развиваться. В 2019 выручка «РЖД-Здоровье» составила почти 3,88 млрд руб., чистая прибыль - около 93,28 млн. Сумма уплаченных налоговых платежей – порядка 600 млн руб.
Стартовая цена продажи акций была установлена в размере 8,87 млрд рублей. Минимальная - 6,67 млрд. По итогам аукциона АО «РЖД-Здоровье» было продано за 6,674 млрд рублей.
Новый владелец «РЖД-Здоровье» – Александр Клячин. Ему принадлежит компания Azimut Hotels, которая владеет и управляет 40 отелями в России и Европе. В Москве предприниматель также владеет отелем «Метрополь». Клячин занимает 60-ю строчку последнего рейтинга Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием $1,6 млрд.
Что будет теперь с сетью санаториев? Велик шанс, что уникальные заведения станут, в лучшем случае, двух-трех звездочными отелями. Не случайно, прямо перед продажей новому собственнику, некоторые санатории, расположенные в Краснодарском крае, обратились в органы региональной власти за получением лицензий на торговлю алкогольной продукцией.
Но так или иначе, работники железной дороги (их на сегодня более 760 тыс.) и пенсионеры отрасли (около 250 тыс.) уже не смогут поправить здесь свое здоровье и отдохнуть на прежних условиях: либо бесплатно, либо за символические 5% стоимости.
В еще более сложной ситуации оказались 3,5 тыс. сотрудников санаториев. Останутся ли они работать при новом хозяине? Не сократятся ли их доходы? Ни на один животрепещущий вопрос медики и обслуживающий персонал ответа от руководства не получают. Кроме того, с учетом достаточно невысоких зарплат в санаториях среди медсестер и уборщиц немало сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Они также не знают, что будет с ними дальше.
Представители нового собственника уже осматривают свои владения, но никаких комментариев работникам не дают.
Кроме того, официальным владельцем «РЖД-Здоровье» числится ООО «Эрув», созданное Александром Клячиным накануне сделки купли-продажи. В нем самому миллиардеру, как физическому лицу, согласно данным ЕГРЮЛ, принадлежит только 1%. А 99% - кипрскому КАНЕО ЛИМИТЕД. Поэтому можно смело предположить: в числе тех, кто пострадает от сделки, будет и бюджет России: не исключено, что оффшорные счета позволят вывести из-под налогообложения большую часть финансовых потоков «РЖД-Здоровье».
Но, судя по всему, руководству ОАО «РЖД» нравится разбрасываться как деньгами, так – и судьбами людей. Вслед за абсолютно невыгодной государству, людям и самой железной дороге сделкой, топ-менеджмент готовит новую – еще более катастрофическую. Цель – продать «РЖД-Медицину», компанию, которая ведет свою историю с 1844 года.
Сегодня в ней 248 структурных подразделений, 104 стационара и 144 амбулаторно-поликлинических учреждения. Они открыты в 75 регионах РФ. К подразделениям «РЖД-Медицина» прикреплены 2,5 миллиона человек, 54,9% из которых – территориальное население. Все они получают полный спектр медицинских услуг: от первичного приема специалиста до сложнейших операций. Что будет с этими людьми, если железнодорожная медицина будет продана в частные руки?
Проблема настолько серьезна, что к топ-менеджерам ОАО «РЖД» был вынужден обратиться президент Владимир Путин. На совещании в декабре 2020-го он призвал их очень аккуратно подходить к вопросу о продаже клиник «РЖД», потому что в некоторых городах других медицинских учреждений такого уровня просто нет.
Но, судя по всему, в ОАО «РЖД» не привыкли слушать советы со стороны. «Тихой сапой» идет остановка и закрытие объектов железнодорожной медицины. Приостановлена работа ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г. Ртищево», хирургического отделения дорожной больницы в Екатеринбурге, роддома при Дорожной клинической больнице РЖД в Саратове, узловой больницы на станции Карталы и круглосуточного стационара в Златоусте Челябинской области, амбулаторий в поликлиник в Хабаровском крае.
Со стороны Минздрава и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования руководству РЖД неоднократно предлагалось: полностью интегрировать ведомственную медицину в систему ОМС страны. В выгоде оказались бы, в первую очередь, люди, получившие доступ к хорошо оснащенным объектам здравоохранения, и регионы – снижающие нагрузку на существующие медучреждения. Плюс, железная дорога избавилась бы от так ненавистного ей непрофильного актива. Но, видимо, для топ-менеджеров железной дороги этот путь недостаточно прибылен. Судя по наметившимся тенденциям и ситуации с «РЖД-Здоровье», поликлиники и больницы железной дороги ждет два основных сценария. Те медучреждения, которые расположены в удаленных селах и на станциях, будут просто закрыты. А те, в которых наблюдается высокая посещаемость, в ближайшее время продадут в частные руки: где-то под коммерческие клиники, где-то – для перепрофилирования под офисы, торговые объекты или логистические центры. Ну, а 2,5 млн. человек, которые останутся без медобслуживания, это всего лишь побочный эффект. Стерпели продажу санаториев, проглотят и закрытие поликлиник с больницами!