Российские власти обсуждают возможные ограничения для заведений по продаже алкоголя в жилых домах.
Названы города России, которые больше всего страдают от «наливаек». Рейтинг регионов составили по количеству жалоб от жителей на подобные заведения: им не нравится ночной шум, драки, громкая музыка и нецензурная брань, которая исходит от клиентов подобных мест.
Рейтинг составили в «Народном фронте» по итогам мониторинга. В первую тройку рейтинга вошли Архангельск, Северодвинск и Ставрополь. Далее следуют Пятигорск и Москва. В топ-8 регионов по количеству жалоб на «наливайки» вошли Ростов-на-Дону, Ижевск и Санкт-Петербург.
«Наливайками» часто называют расположенные в жилых домах магазины, которые маскируются под бары. Часто там продают дешевый алкоголь и часто — круглосуточно. При этом речь не идет о нормальных заведениях общепита, которые тоже, бывает, расположены в жилых зданиях.
Острее всего проблема «наливаек» стоит в городах Северо-западного и Северо-Кавказского федеральных округов, пишут «Известия» со ссылкой на данные «Народного фронта». В общественном движении признались, что жалобы от граждан на работу таких точек поступают регулярно. Жителей не устаивает и то, что там продают дешевый и некачественный алкоголь, а покупающие его люди напиваются и ведут себя неприлично и громко — ругаются, устраивают драки, шумят.
«Мы с жильцами неоднократно обращались в городские инстанции и полицию с жалобами, но получали только отписки, что «наливайка» работает законно и не нарушает наших прав на отдых и тишину в ночное время», — говорится в одной из таких жалоб.
И в ответе инстанций есть доля правды — по закону работа общепита определенного типа в жилых домах не запрещена. В частности, продавать алкоголь в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, могут те заведения, которые имеют зал обслуживания не менее 20 квадратных метров. При этом регионы вправе устанавливать свои ограничения для таких объектов общепита — например, увеличивать допустимые требования к площади зала обслуживания, а также устанавливать полный запрет продажи алкоголя в подобных заведениях.
По мнению экспертов «Народного фронта», единственное решение — полностью запретить подобные точки в жилых домах. Однако юристы считают, что это сделать очень сложно, так как в России множество расположенных в жилых домах заведений общепита, работающих вполне легально и соблюдающих все законы. А «наливайки» — это по сути магазины с парой столиков, которые зарегистрированы и действуют как предприятия общественного питания.
Результаты монторинга направили депутатам Госдумы, там создана рабочая группа, которая стремится решить проблему с «наливайками».
Пока депутаты обсуждают возможные ограничения работы заведений общепита в жилых домах. Соответствующая инициатива была внесена в парламент весной и теперь ждет отзыва. Как пояснил один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов, это сложная инициатива, «так как Минфин традиционно выступает за то, чтобы было как можно меньше давления на предпринимателей и ресторанный бизнес». Он не исключил, что законопроекту понадобится доработка, так как меры нужно ужесточать здраво и аккуратно.
Одно из возможных решений — запрет на размещение по одному адресу и в одном помещении кафе и розничного магазина на продажу алкоголя. Или запрет от собственников дома на размещение в доме таких объектов. Или запрет продажи алкоголя с 23:00 до 8 утра в таких магазинах-кафе.
Вопрос «наливаек» поднимал в своем телеграм-канале спикер госдумы Вячеслав Володин. Он отмечал, в частности, что поступает много жалоб от жителей на «наливайки», которые днём маскируются под магазины, а ночью торгуют алкоголем как псевдокафе. Политик спросил об отношении к запрету продажи алкоголя ночью для таких заведений.
Сообщение вызвало большой отклик у читателей телеграм-канала спикера, они оставили почти пять тысяч комментариев, а голосование, в котором приняли участие более 235 тысяч пользователей, показало, что 79% поддерживают запрет и всего 12% против.
Ранее стало известно, что торговые сети выступили против легализации продаж алкоголя через Интернет.