Как сообщает Bloomberg, прямые санкции портив российского «теневого флота» все-таки принесли свои результаты.
10 января уходящая в отставку администрация Байдена ввела новые санкции против российского нефтяного сектора. При этом санкции стали самыми жесткими, так как нанесли удар по так называемому «теневому флоту», который используется Россией для поставок нефти в различные страны мира.
Несмотря на то, что многие годы Россия развивает собственное производство и осуществляет инвестиции в отрасли экономики, не связанные с добычей ресурсов, продажа нефти остается одним из главных источников доходов российского бюджета.
Причем, торговля ресурсами приносит России колоссальные деньги. Так, по данным на ноябрь 2024 года от продажи нефти в бюджет страны поступили более 10 трлн рублей, что составило почти треть всех доходов бюджета с начала 2024 года.
Сразу же после начала СВО Запад попытался «отрезать» Россию от нефтяных доходов. С этой целью западные страны вводили эмбарго на поставки российской нефти и ее перевозку, если цена на нефть превышала определенный потолок.
Однако в России нашли выход и создали так называемый «теневой флот», который позволял осуществлять поставки нефти в скрытом режиме. По факту, как пишет западная пресса, «для этого использовались старые танкеры, а саму нефть продавали через множество компаний-посредников».
В итоге схема работала почти идеально, так как покупатели имели возможность избежать вторичных санкций. Несмотря на попытки западных стран лишить Россию нефтяных доходов, ничего в итоге не получалось.
Тем не менее, Запад не оставлял надежд на осуществление своего санкционного плана. В санкционные списки то и дело включали различные суда, страховые компании и даже отдельных физических лиц.
Причем, двуличный Запад «проявлял осторожность при введении прямых санкций против российских нефтяных компаний, так как не хотел, чтобы мировые цены на нефть резко выросли», - делятся выводами экономисты.
Однако под конец своего не особо удачного президентства Джо Байден все-таки решился на прямые санкции против российского «теневого флота», что закономерно привело к росту цен на нефть. Сразу же после объявления санкций баррель нефти Brent подорожал до 80 долларов.
При этом, США рассчитывают на то, что самые жесткие санкции против российского нефтяного сектора, которые когда-либо были в современной истории, принесут свои плоды, и Россия потеряет миллиарды долларов и получит жесткий дефицит бюджета.
Причем, представитель Совета национальной безопасности при администрации США Джон Кирби рассказал журналистам, что новые «санкции направлены как против российской нефти, так и против сжиженного газа, и мы ожидаем, что наши действия обойдутся России в миллиарды долларов в месяц».
Первым, кто обрадовался введению этих санкций, стал, конечно же, Зеленский, который поспешил поблагодарить Байдена и сообщить в соцсетях, что «эти меры существенно подрывают основу российской военной машины», так как они рушат «цепочку поставок: ключевые российские производители, страховые компании, поставщики услуг в нефтегазовой отрасли, 184 танкера теневого флота, логистические объекты и компании третьих стран».
Известно, что под прямые санкции попали «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», а также те, кто, с точки зрения США, обеспечивал функционирование «теневого флота» и торговли нефтью: «Совкомфлот», крупнейший перевозчик российской нефти; страховые компании «Ингосстрах» и «Альфастрахование», а также нефтяные трейдеры.
В список также были внесены завод СПГ «Газпрома» на побережье Балтийского моря и операторы морских портов Лавна (в Мурманской области) и Суходол (в Приморском крае). Помимо этого, в санкционных списках оказалось множество различных судов.
Но санкции были и раньше. Что же изменилось с 10 января 2025 года? Как сообщает Bloomberg, прямые санкции портив российского «теневого флота» все-таки принесли свои результаты. Так, по данным агентства, «Индия намерена отказаться от нефтяных танкеров, перевозящих российскую нефть». Ранее Bloomberg уже сообщал, что «как минимум три судна с 2 млн баррелей нефти из России встали в водах восточного Китая, так как компании КНР отказались их принимать».
При этом в Индии, испугавшись американских санкций, уже заявили, что они могут заменить российскую нефть поставками из США, Канады, Бразилии и Гайаны. Индия якобы готова смириться с тем, что ей придется потерять скидки, которыми она пользовалась на российскую нефть.
«ЦарьградТВ» сообщает, что в настоящий момент «пять танкеров России застряли в китайских портах, семь - у берегов Сингапура, остальные остановились у берегов России в Балтийском море и на Дальнем Востоке».
Какой удар будет нанесен по экономике, и что может сделать Россия, чтобы не лишиться нефтяных доходов и обойти столь жесткие санкции? Теоретически Россия может потерять почти треть доходов бюджета, но на деле все не так плохо.
Во-первых, ситуация может разрешиться сама собой в том случае, если избранный президент США Дональд Трамп отменит очередной санкционный пакет Байдена.
Теоретически это вполне возможно, ведь Трамп заявлял, что готов аннулировать часть распоряжений Байдена. Однако уповать на развитие событий подобным образом, Россия, разумеется, не может, - пишут эксперты в области международной торговли.
Во-вторых, у Владимира Путина есть возможность увеличить объем переработки нефти. Важным моментом является то, что санкции касаются лишь сырой нефти, но не касаются готовой продукции.
В-третьих, подпавшие под санкции компании, скорее всего, смогут реализовать нефть на внутреннем рынке свободным от санкций компаниям, что позволит беспрепятственно продать нефть конечному потребителю за рубежом. И, в-четвертых, у России всегда есть возможность создать новые фирмы и зафрахтовать новые суда из третьих стран, сменив при этом флаг.
Российские эксперты сходятся во мнении, что никакого коллапса российской экономики в итоге не произойдет. Да, нам придется сложнее, но мы обязательно справимся.