Пока Адаму Делимханову не удалось «добиться отмены провокационного приказа», о необходимости чего он заявлял ранее.
Десять дней назад Министерство образования и молодежной политики Владимирской области выпустило приказ, в соответствии с которым «не допускается ношение одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося, в том числе хиджабов, никабов и т.д.». После этого депутаты Госдумы от Чечни и Дагестана попытались оказать давление на органы власти другого субъекта федерации. Однако, правительство Владимирской области выступило с заявлением, из которого следует, что оно не намерено менять установленные ранее ограничения.
Среди тех, кто активно выступил против запрета на хиджабы - депутат Госдумы от Чеченской Республики Адам Делимханов. Он заявил, что это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания:
«Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация».
По словам Делимханова, он, по поручению главы Чечни Рамзана Кадырова, встретился с депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным и обсудил введенный властями запрет хиджабов. А «итогом встречи стало решение совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа», — написал Делимханов.
Также он добавил, что «если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать! РОССИЯ — МОЩЬ! АХМАТ — СИЛА! АЛЛАХУ АКБАР!!!».
С критикой решения властей Владимирской области выступил и депутат Госдумы от Дагестана Султан Хамзаев. В частности, он сделал следующие заявления: «Какие-то идиоты в регионах решили показать …» и «зачем министерство образования Владимирской области лезет в провокационные вопросы».
В ответ другой депутат Госдумы и ведущий программы «60 минут» Евгений Попов назвал Хамзаева «хайпожором». После программы дагестанский депутат позвонил Попову и, по его словам, сказал коллеге, что «нужно вести себя по-мужски. Высказал, что думаю по этому поводу». Сам Попов прокомментировал их разговор, написав в Сети: ««Звонил Хамзаев. Угрожал. Бывает».
При этом депутат Госдумы Игорь Игошин, которого Делимханов, якобы, убедил «совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа», перестал отвечать на звонки представителей СМИ и «пропал», не сделав никаких заявлений, подтверждающих или опровергающих слова депутата Госдумы от Чечни.
В пресс-службе правительства Владимирской области прямо не ответили на вопрос издания «Коммерсант» планирует ли министерство отменять свой приказ после заявления Адама Делимханова.
Однако, судя по официальному комментарию, в регионе не намерены корректировать свою позицию по поводу хиджабов. В правительстве напомнили, что веденный запрет полностью соответствует Конституции, закону об образовании и позиции Верховного суда. Поэтому решение о внесении уточнений в приказ о внешнем виде учащихся принято в соответствии с конституционными нормами и Федеральным законом об образовании. В заявлении отмечено, что во Владимирской области проживают представители более 120 народностей и 16 конфессий., и правительство региона «ведет гармоничную политику взаимодействия с представителями всех религий и национальностей, которая нацелена на недопущение конфликтов на национальной и религиозной почве».
Политолог Сергей Марков считает, что «точку» в споре нужно ставить, исходя из позиции Владимира Путина. По мнению Маркова, ее можно выразить в нескольких базовых пунктах:
«1. Религиозные чувства верующих должны уважаться безусловно. 2. В России светское государство и светское образование и в образовании не место для религиозных демонстраций. 3. Нужно использовать опыт других стран Европы, 4. Наилучшее решение - вести единую школьную форму на региональном уровне или даже на муниципальном уровне».
Волонтер и блогер Роман Алехин также считает, что спор о никабах вести смысла нет, так как по этому поводу давно высказались президент РФ и Верховный суд:
«Наш Президент давно все сказал, как и Верховный суд, который принял сторону регионов, где в школах никабы давно запретили. Теперь главный вопрос: кто провалил работу по внедрению единой школьной формы, о которой говорит Владимир Путин? Кто конкретно не может внедрить школьную форму за 12 лет?»
Тем не менее, окончательная точка в споре не поставлена, так как представители Чечни пока «держат паузу», взятую после масштабной критики той тональности, в которой было сделано заявление Делимханова. А блогеры и СМИ активно переключились на депутата ГД от Дагестана Султана Хамзаева. В частности, «Сыны Монархии»написали:
«Рядом с Дагестаном хиджабы в школах запрещено носить в Северной Осетии. Отважный Султан-оглы, сгоняй в Беслан, например, там повозмущайся правилами в местных школах. Но ты не поедешь, осетины быстро тебе расскажут, что к чему. Вернешься домой в виде осетинского пирога)»
На это сообщение неожиданно ответила не упомянутая в нем Ксения Собчак:
«Предлагаю автору гей-фанфика написать такой же отважный пост, но обратившись таким же тоном к Адаму Делимханову. Но, что-то мне подсказывает, где начинается Чечня — храбрость русских телеграм-националистов заканчивается».
В общем, судя по всему, можно ожидать новой волны давления на органы исполнительной власти Владимирской области. Предотвратить превращение спора в плавно разгорающийся межконфессиональный конфликт могло бы высшее руководство РФ, выступив с заявлением по поводу сложившейся ситуации. Однако, Кремль ее предпочитает не комментировать.