![Яхт-клуб в районе «Горской» может повторить печальную судьбу «спортобъектов» на Петровской косе Яхт-клуб в районе «Горской» может повторить печальную судьбу «спортобъектов» на Петровской косе](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2022/06/1-2-1005x605.jpg)
Перенос яхт-клуба и академии, базирующихся сегодня в «Геркулесе» на территорию бывшей промзоны в Лисьем Носу может быть попыткой «застолбить» территорию под строительство элитного жилья. Это может стать первой ласточкой для строительства закрытого «Клуба 19» для «равных среди первых».
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день несколько десятков яхт-клубов, большинство из которых числятся, как «объекты спортивной инфраструктуры». Однако близость к воде и инвестиционная привлекательность территорий, на которой они находятся так и манит застройщиков, пытающихся продвинуть свои проекты «по рекультивации» земель. Схема банальная – сначала появляется яхт-клуб, а потом он как бы «обрастает» жилой застройкой для избранных или «равных среди первых». За перенос яхт-клуба из «Геркулеса» в промзону «Горская» активно выступает ПАО «Газпром», проект элитного жилья на берегу Финского залива продвигается зятем нынешнего губернатора, членом совета директоров одной из дочерних организаций госкорпорации.
Яхты городу важны, но не для спорта
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2022/06/2-2-1005x753.jpg)
Несмотря на принятую еще в 2017 году при Георгии Полтавченко программу развития туризма, в которой яхтам отдавалась отдельная и важная роль, тенденция последних лет говорит об обратном – яхт-клубы в Петербурге уничтожаются, а вместо них открываются новые, только уже совсем в других местах. Так, за последние годы с карты города навсегда пропали клубы ЦМФ и ВМФ и университета водных коммуникаций, «Молния», Лахтинский яхт-клуб, яхтенно-гребная база им. С.О. Макарова и ряд других. Появились «Нева», «Бриз» и «Крестовский».
Собственно, в порт «Геркулес» «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» и «Академия парусного спорта» въехали не так давно – в 2010 году, а уже в 2022 ПАО «Газпром» просит у властей города их перенести в другое место – на территорию бывшей промзоны «Горской» в Лисьем Носу. Сам «Геркулес» расположен в районе «Лахта Центра», у «Газпрома» собственные планы на эту гавань. Беда только в том, что после очередного переезда «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» и академия могут и вовсе закрыться «за ненадобностью», а территорию отдадут под очередной «элитный жилой проект», как уже в Санкт-Петербурге было.
Если цитировать обозначенную выше концепцию, то становится понятно, что «привлекательным для Санкт-Петербурга представляется яхтенный туризм как один из наиболее динамично развивающихся и прибыльных видов туризма во всем мире. Главное препятствие для развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге заключается в отсутствии развитой и доступной инфраструктуры для приема».
Тем не менее, сегодня-онлайн карты предлагают на выбор более 50 клубов в городе, причем примерно с десяток находятся на Петровской косе. Именно с ней уже много лет и Смольный и девелоперы пытаются сделать «что-нибудь противоестественное» - общественное пространство, спортшколу, жилой квартал…
Петровская коса как объект «притяжения инвестиций»
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2022/06/3-1.jpg)
Уже несколько лет подряд петербургские власти не могут оставить в покое яхт-клубы на Петровской косе. То есть на словах, конечно, на этом месте собираются развивать именно спортивную инфраструктуру, но проекты, которые периодами представляют общественности далеки и от яхтенного туризма и тем более от молодежно-спортивного.
Так, различные застройщики в разное время предлагали «облагородить» западную часть Петровского острова и проекты по реновации всплывают чуть ли не каждый год. Так, например, в 2016 году застройщики представляли на суд городских властей апарт-отель, общественное пространство и закрытую зону для пеших прогулок. В 2018 году территорию яхт-клубов вместе с причалами хотели переоборудовать в гостиницу и бассейн, а сами яхты вообще отсюда убрать. В 2021 году концепцию развития территории представил уже «Речной яхт-клуб», занимающий наибольшую часть Петровской косы – здесь тоже предлагалось построить коммерческие зоны с кафе и гостиницами и инфраструктуру для туристов.
Все эти проекты объединяет одно – они не имеют никакого отношения к физкультуре и спорту, зато имеют отношение к отдыху для элит. Поэтому сегодня на Петровской косе можно увидеть лишь морально устаревшую инфраструктуру и «уставшие» причалы. Зато достаточное количество «зеленых насаждений», которые пытался защитить еще предыдущий созыв петербургского ЗакСа.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2022/06/4-2.jpg)
Понятно, что планы по застройке столько «вкусной» для девелоперов территории у воды в самом центре Санкт-Петербурга никуда не делись. Фактически на ближайшие годы здесь запланированы только работы по реставрации старинного деревянного здания самого Речного яхт-клуба – о том как будет использоваться территория в 12 гектаров земли вокруг него сейчас предпочитают помалкивать.
Новое место для яхт-клуба или «Клуб-19» в Горской?
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2022/06/55-1.jpg)
Яхт-клуб с академией парусного спорта из «Геркулеса» планируют перенести на территорию бывшей промзоны «Горская», часть которой проходит по берегу Финского залива. Скорее всего, это делается для того, чтобы, так сказать, «застолбить» территорию под другой проект – элитный закрытый «клуб» для «Равных среди первых» причем также, как это происходит с Петровской косой.
В теории и, вроде как, по закону, в соответствии с программами развития физкультуры, спорта и яхтенного туризма в Петербурге яхт-клубы городу нужны, а на практике, они то и дело закрываются и переносятся, как упомянутые выше «Молния» или яхт-клуб ЦМФ. Так что подобное рвение городских властей по просьбе «Газпрома» перенести академию парусного спорта может быть банальным отводом глаз – под шумок рядом начнется реализация проекта «Клуб-19». Здесь собираются построить 18 жилых домов, резиденцию, гостиницу, стоянку для лодок и катеров и собственный гольф-клуб. В соответствии с проектом, над въездом будет красоваться надпись «Равные среди первых», а попасть на территорию смогут только избранные.
По данным СМИ, к проекту «Клуба 19» имеет прямое отношение Павел Белов, входящий в совет директоров дочерней компании «Газпрома» - «Трансгаз Санкт-Петербург» и «по совместительству» и «случайному совпадению» являющийся зятем нынешнего губернатора города Санкт-Петербурга Александра Беглова. Так что в конкретном случае можно будет уже в очень скором времени наблюдать своеобразное слияние частных и государственных интересов – пока городские власти на словах активно поддерживают развитие парусного спорта и яхтенного туризма, бизнес «облагораживает» территорию вокруг под собственные нужды.
Самое интересное: