Региональные «кураторы» выборов вполне могли решить, что в регионе, имеющем самую протяженную границу с зоной СВО сюрпризы Москва точно не оценит.
Юристы ростовского обкома КПРФ, возможно, поймали избирательную комиссию региона на подготовке к фальсификациям на выборах в заксобрание. Они назначены на 10 сентября. Член избирательной комиссии от КПРФ Татьяна Крашенникова заметила, что комиссия пытается своими разрешениями не пустить наблюдателей к проверке списков избирателей на участках.
Таким образом нечистые на руку избиркомы получат возможность «прикрывать» сразу несколько классических технологий фальсификаций – от банальных вбросов до добавления в число голосующих «мёртвых душ». Все эти «фокусы» легко проворачивать, когда оппозиция не имеет возможности взглянуть что творится со списками избирателей. Ростовский избирком «упёрся» и исправлять ошибку не стал, а коммунисты уже отправились искать правды у Эллы Памфиловой, но и там её не нашли.
Член ростовского облизбиркома от КПРФ Татьяна Крашенникова обнаружила «странности» от руководства комиссии, внимательно почитав правила работы наблюдателей на избирательных участках (УИК), принятые комиссией. Именно по ним будут «жить» УИКи в день выборов законодательного собрания области, которые состоятся 10 сентября. Из документа выходит, что наблюдатели не смогут по своей инициативе проверить списки избирателей, на основании которых голосующим будут выдавать бюллетени. Крашенникова попыталась обжаловать это ограничение. Она ссылалась на то, что никаких подобных ограничений нет ни в федеральном законодательстве, ни в практике работы самих ростовских избиркомов. Регион никогда не славился излишней свободой на выборах, но старался не выходить за правила, которые «спускали» из Москвы.
Однако реакция коллег по облизбиркому на действия Крашенниковой показала, что этот изъян – точно не техническая ошибка. Исправлять его по своей воле избирком не стал, и коммунисты уже обратились в Центризбирком чтобы восстановить справедливость, но и там поддержки не нашли. Дополнительные подозрения в чистоплотности комиссии у них вызывают и другие «странности» в её работе. Например, коммунистов нормально не проинформировали о проведении жеребьевки мест в бюллетенях. В итоге, первое место в них досталось «Коммунистам России», которых в КПРФ традиционно считают своим спойлером. А сама «настоящая» Компартия оказалась в бюллетенях на последнем месте. Облизбирком даже переписал правила проведения жеребьёвок – ну чтобы комар носа не подточил.
Эта, казалось бы, бюрократическая мелочь в реальности открывает настоящий простор для фальсификаций на избирательных участках. А многие скандалы на участках в прошлые годы были связаны именно с войной «заинтересованных» членов избиркомов и оппозиционных наблюдателей за контроль над списками. Без него грамотным фальсификаторам никуда.
Например, даже чтобы банально вбросить в урну пачку бюллетеней нужно не только как-то избавиться от независимых наблюдателей в момент вброса. Надо еще и незаметно расписаться за «лишних» проголосовавших избирателей в тех самых списках. И если первое с внимательным избирателем еще можно как-то провернуть (даже самые «заряженные» на противостояние махинациям люди хотят есть или сходить в туалет), то второе сделать можно только если списки никем посторонним не контролируются. Та же история с внезапным появлением на участке дополнительных «правильных» избирателей, которых тоже надо вносить в списки. И даже с выездным голосованием – без контроля над их списками представители оппозиции смогут лишь возмущаться, когда фальсификаторы привезут несколько сотен дополнительных бюллетеней в переносных урнах.
Глава ЦИК Элла Памфилова на днях заявила, что одна из её задач – противостоять дискредитации выборов со стороны недружественных иностранцев. И даже назвала российскую избирательную систему самой «честной и прозрачной» в мире. Однако воли чтобы исправить творчество ростовских коллег у Центризбиркома почему-то не хватило. В ответ на жалобу от ростовского обкома КПРФ рабочая группа ЦИК по разбору подобных претензий сообщила, что никаких нарушений в действиях региональных коллег не видит. А значит, сидите, дорогие ростовские наблюдатели, в загоне. И беспомощно смотрите издалека за «ловкостью рук» участковых комиссий.
Если предположить, что ростовский избирком действительно намеренно урезал права наблюдателей. то вряд ли его руководители и юристы делали это из «любви к искусству». Многие города Ростовской области, например, Волгодонск и Таганрог славятся протестным голосованием. Там «Единая Россия» не раз показывала провальные результаты, а «левые» – КПРФ и даже «эсеры» добивались успеха. Региональные «кураторы» выборов вполне могли решить, что в регионе, имеющем самую протяженную границу с зоной СВО такие сюрпризы Москва точно не оценит. И решили немного перестраховаться.