С помощью арбитражного суда в отношении российской компании Турция демонстрирует, что политика нашей страны в Сирии для Анкары неприемлема.
Полтора месяца назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что действия России в Сирии отразятся на газовых контрактах и проекте строительства АЭС «Аккую», поэтому подача иска в международный арбитражный суд в отношении «Газпрома» является переходом от слов к делу. Так прокомментировал ситуацию, складывающуюся между Россией и Турцией в свете последних событий, заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин.
- Турция всеми возможными способами демонстрирует, что политика России в Сирии неприемлема для Анкары. Это и сбитый беспилотник, который, судя по всему, наш, это и резкие антироссийские заявления высших должностных лиц Турции, включая самого президента Эрдогана и премьер-министра Давутоглу. Вот и перешли от слов к делу, - говорит аналитик.
При этом Панин обращает внимание на то, что сам конфликт «обставлен» как спор хозяйствующих субъектов.
- Но в Турции действует авторитарный режим, и без решения и инициативы сверху такой иск вряд ли бы появился, - отмечает Панин.
Аналитик считает, что политические трения между Анкарой и Москвой будут продолжены.
В то же время сотрудник ЦПИ говорит о том, что не стоит переоценивать значение иска по цене на газ, поскольку так поступали и европейские перекупщики, недовольные договором «бери или плати».
- Хотелось бы также обратить внимание на то, что Турция - безусловно, важный партнер для России, но эта страна относится к той группе партнеров, которые очень быстро становятся конкурентами, так что Турция для нас страна-конкурент, - говорит Алексей. - Главная цель Турции - занять свою нишу в области энергоносителей в Европу, чтобы получить экономические и политические рычаги давления. Так что возникла ситуация, не совсем ординарная по своей природе, но вполне предсказуемая.
Это для россиян звучит как опасность - «иск в суд», в мировой практике - это рядовое явление. Аналитик уверен, что дело до суда все-таки не дойдет. Решение суда придется ждать месяцами, подача иска - это стратегия, чтобы показать серьезность намерений и добиться уступок.
- Ничего против своих интересов Турция делать не будет, энергетический рынок узкий, и альтернативы практически нет. Так что своим сотрудничеством с Россией Турция не рискнет, вопрос только в цене, - резюмирует аналитик.