![Комментарий психолога: «Чем опасна идеология бодипозитива»? Комментарий психолога: «Чем опасна идеология бодипозитива»?](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/10/IMG_0500-1005x605.jpeg)
Игнорирование реальности, связанной с тем, что ожирение II-IV степени является выраженной медицинской проблемой, ведет к отсутствию критической оценки своих заболеваний
На прошлой неделе депутаты Госдумы выступили с инициативой признать идеологию бодипозитива нежелательной в стране. Они считают, что данное движение, призывающее людей принимать и любить свои тела независимо от их формы, способствует пропаганде нездорового образа жизни. В условиях, когда общество все больше осознает важность здоровья и благополучия, подобные заявления вызывают широкий резонанс и поднимают вопросы о границах свободы самовыражения и ответственности за формирование общественного мнения.
В связи с этим возникают вопросы: «Чем опасна идеология бодипозитива», и «Опасна ли она на самом деле»? «Неужели кто-то действительно будет запускать себя из-за такой моды»? На эти вопросы отвечает психолог, доцент Финансового Университета при Правительстве РФ Маркина Ольга Сергеевна.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/Snimok-ekrana-2025-02-07-v-18.13.40.jpg)
В психологии есть такое понятие «зеркальное Я». Это образ самого человека, который он присваивает на протяжении жизни, исходя из того, как на него реагируют другие. От других с рождения мы узнаем «мальчик» мы или «девочка», «ой какой миленький» или «у нее такие пухлые щечки». Это образ нас самих, подаренный другими еще до того, как мы начинаем качественно осознавать самих себя. Так формируется неразрывная связь образа себя с оценкой нашей внешности другими людьми. Во взрослой жизни продолжает сохраняться схема «встречают по одежке», а это значит, что внешнее для общества ставится в приоритет пред внутренним содержанием. Именно в контрфазу такого восприятия и появилась концепция бодипозитива с ее вектором на самопринятие и акцентом не на внешние качества, а на внутреннее содержание личности.
Безусловно, движение бодипозитива открыло окно возможностей для более продуктивной проявленности людей, отклоняющихся от общепризнанных канонов красоты, имеющих шрамы, ожоги, несовершенства улыбки и т.п. В тоже время, как и любая утрируемая концепция, бодипозитив стал радикализироваться и под данное течение стали попадать позиции, конфликтующие с объективной реальностью. Наиболее наглядно это проявляется в демонстрации принятия тел с выраженным ожирением. Игнорирование реальности, связанной с тем, что ожирение II-IV степени является выраженной медицинской проблемой, ведет к отсутствию критической оценки своих заболеваний или состояний ухудшения здоровья: «со мной все в порядке, мне и так хорошо». В клинической практике такое состояние называется анозогнозией.
Но предположение о том, что люди, демонстрирующие в публичном пространстве свои, несовершенные с позиции общества, тела не замечают связанных с этим сопутствующих медицинских проблем - всего лишь допущение. В этом отношении мы можем увидеть здесь появление очевидного для бозипозитивизма [бодипозитив как мировоззрение, подипозитивизм как движение - прим.ред.] смысла, заложенного в самом слогане: «мое тело – мое дело». Возможно, за этим кроется призыв общества быть более нейтральным в отношении оценок людей по их внешним качествам: не обращать внимания на кривизну ног, волосяной покров, наличие шрамов и растяжек или лишних килограммов, а судить о них по их делам и морально-волевым качествам. А это уже ближе к понятию «бодинейтральность», то есть смешение фокуса внимания с эстетики тела на нечто более важное.
Если у вас есть свой вопрос к психологу, вы можете опубликовать его в комментарии. Мы обязательно его рассмотрим, и по возможности оперативно опубликуем ответ.
Ранее в рубрике: