Не исключено, что Общественное телевидение России прикажет долго жить. Телеканал, который должен был стать просветительским, всячески способствуя развитию гражданского общества, в очередной раз испытывает финансовый кризис. Генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко признался, что из-за финансовых проблем вынужден уволить половину персонала. Журналист Владимир Познер считает: спасти ОТР фактически невозможно, остается только признать ошибку и закрыть канал.
«Закрыть и забыть», - лаконично выразился известный тележурналист, комментируя «крик души» генерального директора ОТР.
Выступая на слушаниях в Общественной палате, Анатолий Лысенко призвал ее членов принять участие в обсуждении финансовой ситуации и оказать телевидению всяческое содействие. Руководство канала уже не в первый раз посылает финансовый SOS. Причем, уже изначально, перед тем как выйти в эфир в мае 2013 года, руководство ОТР жаловалось на нехватку средств для нормальной жизнедеятельности канала.
На запуск ОТР государство выделило 1,5 миллиарда рублей. Как будет обстоять вопрос с финансами - никто не знал. В июне 2013 года было объявлено, что у ОТР денег нет. Но Государственная дума не посчитала нужным направить дополнительные средства на финансирование общественного канала в рамках чтения проекта бюджета на 2014-2016 годы.
Обычно финансирование общественных каналов происходит за счет пожертвований телезрителей либо каких-то других источников. По структуре финансирования специалисты выделяют более 45 концепций: совместные поступления от абонентной платы, государственных субсидий, доходов от рекламы, поддержки спонсоров, продажи дополнительных услуг и прочее.
Приведем примеру финансирования ОТ в других странах. К примеру, в Японии ОТ существует за счет абонплаты, бюджет ОТ Великобритании тоже на 95 процентов состоит из абонплаты. А в Канаде ОТ живет на государственные субсидии. В США источник финансирования национального общественного вещания, оператором которого является компания PBS (Public Broadcasting Service), являются пожертвования частных лиц, общественных фондов, бизнеса, субсидии от правительств штатов, гранты и контракты.
Россияне не готовы платить за свое ТВ
Что касается России, то тут пожертвования телезрителей оказались настолько мизерны, что не могут стать основной статьей бюджета ОТР. Это, к слову сказать, красноречиво свидетельствует о состоянии гражданского общества, не готового жертвовать на свое просвещение. Таким образом, независимая система общественного телевидения, за которое так ратовал премьер Дмитрий Медведев, фактически провалилась.
О роли Общественного телевидения заговорили сразу после развала Советского Союза. Идею независимой системы общественного телевидения, которая будет работать не на государственные деньги или финансы частных инвесторов, а на пожертвования телезрителей, активно лоббировал Запад. Там считали, что таким образом удастся избежать цензуры и контроля контента со стороны государства и владельцев телеканалов.
Все до кучи
Пытаясь понравиться Европе, многие постсоветские республики заявили о желании создания системы независимого общественного вещания. Так, в Грузии в 2004 году появился Общественный вещатель, в том же году Кыргызстан обзавелся Общественным телевидением, в Азербайджане в 2005 начала работать Компания общественного телерадиовещания. В этих странах процедура внедрения абонплаты тоже не дала желаемого результата. Финансирование идет за счет государства, соответственно, эти телеканалы стали фактически государственными.
Как правильно заметили медиаэксперты, деятельность общественных вещателей в СНГ страдает от наличия трех проблем. Первая – это принципы формирования руководящих органов, которые не гарантируют их независимость.
Вторая – система финансирования ОТ не обеспечивает их независимость. Введение абонплаты не может спасти положение, потому что граждане не горят желанием платить за вещание. Большинству населения привита зависимость от развлекательных программ.
Третья – у общественности фактически нет возможности осуществлять контроль над деятельностью компаний ОТ.
Таким образом, на сегодняшний день, удавшимся, да и то не на все сто процентов, можно считать Общественного вещателя в Грузии. За годы своего существования он проявил себя как канал, предоставляющий эфир всем членам общества, независимо от политических и финансовых пристрастий, а главное – попечительский совет общественного канала имеет возможность контролировать его объективность.
Самое интересное: