![От винта: Европа закрыла свое небо для России От винта: Европа закрыла свое небо для России](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2020/06/samolety-.jpg)
Отечественные авиакомпании боятся летать за границу и из-за санкций на лизинг самолетов, которые многие из них еще не успели выкупить, и их уже отбирают.
Европейское небо (если иметь в виду Евросоюз) полностью закрылось для российской гражданской авиации: за последние часы о запрете на пролёт самолетов авиакомпаний РФ над своей территорией объявили Испания и Португалия. Кроме того, аналогичную меру приняла Канада.
О том, что воздушное пространство ЕС будет закрыто для российских самолётов, сообщалось еще накануне — с такой инициативой выступили власти Евросоюза, призвавшие все страны объединения, которые на тот момент еще не приняли решение по этому поводу, присоединиться к остальным.
Сейчас воздушные суда авиакомпаний РФ не могут летать над территорией и территориальными водами Испании и Италии, Португалии и Италии, Германии и Франции, Норвегии и Дании, Польши и Румынии, Чехии и Болгарии, Нидерландов и Швеции, Бельгии и Исландии, Австрии и Литвы, Латвии и Эстонии, а также Великобритании, США и Канады, причем ограничения касаются не только прямых, но и транзитных перелетов.
Россия постепенно на официальном уровне принимает против этих стран «зеркальные» ответные меры, а «Аэрофлот» вслед за S7 объявил об отмене всех рейсов в Европу на ближайшее время. В большинстве случаев пассажирам, уже купившим билеты заранее, обещают полностью возместить их стоимость.
Непонятно, как в таких постоянно меняющихся условиях российские власти сумеют организовать вывозные рейсы для возвращения находящихся за границей граждан на родину. Один из них должен был сегодня забрать туристов с португальского острова Мадейра, но «Уральские авиалинии», которые его осуществляли, не смогли выполнить задачу из-за фактического «перекрытия» маршрута полета. В российской Ассоциации туроператоров пообещали, что авиакомпания предпримет еще одну попытку вывезти россиян — над территориями Турции, а также Египта и других североафриканских стран.
Кроме того, серьезные проблемы для российских авиакомпаний создает угроза изъятия их самолетов, которые до сих пор находятся в лизинге и фактически принадлежат иностранным владельцам. В частности, трех лайнеров лишается лоукостер «Победа», и пассажиров одного из них авиакомпании придется вывозить из Стамбула другим бортом. Ранее вылетевший из Хабаровска в Мехико за туристами Boeing 777-300ER Nordwind Airlines не вернулся обратно, поскольку его страховку аннулировали из-за санкций.
Минтранс обещает провести совещание с представителями авиакомпаний по вопросу взаимодействия с зарубежными лизингодателями, но состоится оно только завтра, 28 февраля, и станет уже вторым по счету на эту тему. Угроза изъятия бортов возникла после того, как ЕС ввел санкции на поставку самолетов, их предоставление в лизинг, обслуживание и продажу запчастей, страхование и техническое обслуживание. Иностранные компании получили отсрочку до 28 марта, и по истечении этого срока у них не должно остаться ни одного контракта с российскими контрагентами.
В подвешенном состоянии остается и вопрос о том, как российские авиакомпании будут летать в Калининград, отделенный от основной части территории страны прибалтийскими республиками. Ранее сообщалось, что полёт туда из Москвы удлинится как минимум на час, поскольку маршрут придется прокладывать мимо Санкт-Петербурга над водами Финского залива.
Однако премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что официальный Вильнюс не имеет права пресекать транзит между РФ и Калининградской областью, поскольку соответствующее соглашение было подписано Москвой и Брюсселем (то есть Евросоюзом) и до сих пор продолжает действовать. «Мы можем закрыть воздушное пространство, но решение по поводу калининградского транзита — решение ЕС... Сейчас об этом не говорят», — пояснила она.
Гарантии транспортного сообщения с Калининградчиной были заложены в схеме, которую Россия и Евросоюз утвердили при вступлении Литвы в состав последнего. Речь идет о железнодорожном сообщении — в частности, о так называемом «нестеровском» поезде, который следует из Москвы в Калининград через территорию Литвы (раньше он совершал остановку в Вильнюсе, но с некоторых пор там запрещено выходить).