
Президентские выборы в Абхазии выдались напряженными: первый тур не выявил победителя, что, впрочем, было предсказуемо по итогам соцопросов
В Абхазии, пока неофициально, подведены первые итоги президентских выборов, прошедших 15 февраля. Уже известно, что второй тур будет – об этом сообщил Дмитрий Маршан, председатель республиканского Центризбиркома. В нем будут бороться Бадра Гунба и Адгур Ардзинба.
Лидером президентской гонки оказался Гунба. Он набрал около 47% голосов избирателей. До победы в первом туре ему, следовательно, не хватило трех процентов.
Основная идея Гунбы, предлагаемая абхазам, в том, что он намеревается развивать добрососедские отношения с Россией. При этом не в качестве постоянного получателя помощи в рамках социального субсидирования – Абхазия, полагает Гунба, должна развивать собственную экономику, пытаться опираться на собственные доходы. Естественно, в сотрудничестве с российской стороной по всем направлениям.
Его оппонент, Ардзинба, многими экспертами считается протурецким кандидатом. Характерно, что из всех участников выборов лишь он ни разу не заявил публично, что признает любые результаты выборов, включая собственное поражение. Есть опасения, что он рассчитывает на «поддержку улицы», то есть на погружение республики в беспорядки. Тем более опыт уже есть – в ноябре 2024 года в результате «абхазского Майдана» в Сухуме ушел в отставку бывший президент Аслан Бжания, которому помешали ратифицировать инвестиционное соглашение с Россией.
В целом второй тур не свалился на Абхазию громом среди ясного неба. Предварительные социологические опросы, в частности, проведенные российскими организациями, то есть не подвергавшиеся манипулированию со стороны тех или иных кандидатов, показывали: никто не имеет рейтинг выше 50%.
Тем не менее, Гунбе удалось серьезно его нарастить. Опросы начала года показывали его рейтинг в 36%, более поздние – в 41%. Популярность Ардзинбы оценивалась в 33%.

Выборы показали, хотя будет и второй тур, что большинство населения Абхазии, несмотря на активную пропагандистскую обработку со стороны финансируемых турецкими и западными фондами каналов, видит правильным только путь максимальной дружбы и обоюдно полезного сотрудничества с Россией.
По сути, избиратели Гунбы демонстрируют «взрослое» мышление состоявшихся людей, понимающих, что в жизни хоть рядового обывателя, хоть целого государства не бывает чудес. Над повышением собственного благосостояния надо активно работать.
Суть же пропаганды оппозиционеров сводится к тому, что, если «расплеваться» с Россией, тут же представители Турции, США, Евросоюза придут и дадут денег на богатую жизнь просто «за красивые глазки».
Такой же инфантилизм уже фактически уничтожил Украину и сейчас уничтожает Армению. В свою очередь насмотревшаяся на это Грузия «повзрослела» и отказалась совершать суицид, пытаясь навредить России. Несмотря на непризнание независимости той же Абхазии и Южной Осетии и отсутствие официальных дипломатических отношений с РФ.
Отметим, что абхазская оппозиция, которая, конечно, будет пытаться максимально отмобилизоваться ко второму туру, отнюдь не считает, что Ардзинба имеет серьезные шансы на победу.
Так, радикально оппозиционный и протурецкий телеграм-канал «Аҧсны Аҳәынҭқарра» со злобным сарказмом обрушился на предварительные результаты первого тура фразой «Да здравствует русская губерния!» Возможность сохранения пророссийского курса Абхазии крайне бесит противников Гунбы.
В комментариях к новостям о результатах первого тура от сторонников Ардзинбы летит в первую очередь злобная матерщина. Они не готовы признавать даже результаты первого тура, заявляя (в одном из относительно мягких вариантов), что их «можно свернуть в трубочку и засунуть кое-куда».
То есть оппозиционеры как будто уже «прогревают» активное ядро своих сторонников. Предупреждения экспертов о том, что в Абхазии могут быть спровоцированы новые волнения, явно не беспочвенны.