«Трясти» балтийский регион, а также вступающие в альянс Швецию и Финляндию, будет 15 лет, убежден Йохан Бекман.
Расширение НАТО в Прибалтике приведет к военному конфликту между Россией и странами Балтии. Такой тревожный прогноз сделали независимые военные и политические эксперты. При этом они считают, что в конфликт будут втянуты и подавшие заявки в НАТО Швеция и Финляндия. Но самую большую тревогу вызывает то, что передел Балтийского региона будет длиться полтора десятилетие.
Как рассказал финский политолог Йохан Бекман, ситуация настолько напряженная, что молодежь отказывается служить в армии Суоми. Правозащитник называет дезертирство массовым, поскольку по сравнению с прошлым годом в Генштаб подано в десять раз больше заявок об отказе. Эксперт опасается, что тенденция дезертирства продолжится.
«Формально это называется «отказ резервистов». Резервисты финской армии имеют право отказаться от службы в военное время, для этого надо отправить заявку в Генштаб, и после этого будет оформление нового статуса, как человека, который отказался от службы в военное время и от позиций в резерве", - пояснил Бекман.
Политолог делает вывод: случись какой-то конфликт, в Финляндии воевать будет некому. Местный журналист обвинил власти страны в том, что решение о вступлении в НАТО было принято без референдума, то есть без согласия народа.
«Финляндия приняла решение вступать в НАТО, а у финского народа абсолютно ничего не спрашивали по этому поводу. Вот, пожалуйста, приветствие для НАТО от финнов — именно тех финнов, голос которых НАТО не хотел услышать», — заявляет журналист, поджигая демонстративно флаг альянса в центре Хельсинки.
«Процесс, который начался в конце года, будет только набирать обороты в ближайшие 10-15 лет. Этот процесс, если называть вещи своими именами - это передел Балтийско-Черноморского региона», - высказал свою точку зрения доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко в ходе «круглого стола» в РИА Новости, где обсуждали перспективы расширения НАТО за счет Финляндии и Швеции.
Феменко считает, что военный альянс и дальше будет создавать реальную военную угрозу России возле ее границ. Потому эксперты и прогнозируют конфликты в Балтийско-Черноморского регионе, подчеркнул доцент.
«Я не думаю, что дошло бы дело применения ядерного оружия, скорее, это будут конфликты на базе обычных вооружений, но конфликты будут весьма сложными и, скажем так, ничего хорошего для народов, проживающих между Балтийским и Черным морями, это не принесёт», - цитирует «МК» Фененко.
Свою версию развития ситуации стран - будущих членов НАТО - описал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. Он предположил, что поначалу Финляндия и Швеция будут вести себя сдержанно, придерживаясь «более-менее умеренной политики», чтобы показать России - «красную линию» не переходим.
"Но в дальнейшем стараниями Таллина, Риги и Вильнюса - Хельсинки, а затем и Стокгольм, будут перетянуты в группу стран с предельно жесткой позицией», - рассказал Межевич.
Эксперт предположил, что уже в ближайшее время в Финляндии разместят полноценный натовский контингент, включая и ядерное оружие. Для граждан страны это станет неожиданностью. Политики Финляндии уже «приговорили» свою страну, подчеркнул Межевич.
Профессор говорит, что де-факто две «скандинавские сестры», как иногда называют Финляндию и Швецию, давно в НАТО, но сейчас после официального членства они создают серьезные проблемы для России, включая финансовые. И теперь шведам и финнам остается только привыкать к возросшей военной опасности.
«И не надо нам показывать ваши бомбоубежища. Извините, это не поможет», - заключил эксперт.
Представитель Института стран СНГ Владимир Евсеев обратил внимание на угрозы со стороны стран Балтии. В частности Литва грозит устроить сухопутную блокаду Калининградской области. Евсеев не исключает, что в результате Литва может потерять часть своей территории.
Страны Балтии должны понять, что если такая угроза возникнет, то создание наземного коридора в Калининградскую область будет решаться военным путем, намекнул Евсеев.
«Об этом в первую очередь должна заботиться Литва, которая должна понимать, что, если будет конфликт, ее территории будут существенно сокращены, во всяком случае на размер того коридора, который может быть создан через Белоруссию в Калининградскую область", - подчеркнул Евсеев.
Кроме того эксперт призвал трезво оценить потенциал личного состава военного альянса.
"Если в мирное время мы можем говорить о численности сил самообороны Финляндии приблизительно в 34 тысяч человек, то в военное время предполагается увеличение этой численности до 80 тысяч, при резерве в миллион. Для страны, в которой проживает всего пять миллионов человек, это достаточно много. Да, вооружения недостаточно, оно недостаточно передовое, но тем не менее это для России может предоставлять определенную угрозу, особенно с учётом территориальных претензий не России к Финляндии, а территориальных претензий Финляндии к Российской Федерации. Я имею в виду не только Карельский перешеек, но, например, Выборг», - констатирует Евсеев.
Последовала реакция и от МИДа России. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова предупредила, что российский ответ на решение Финляндии вступить в НАТО станет сюрпризом, но меры будут военными.
«Безусловно, решение соответствующие будет приниматься, учитывая весь комплекс факторов, и особенности того, как будет развиваться членство Финляндии в НАТО. Исходя из этих всех параметров будет приниматься решение, но в первую очередь, конечно, оно за военными», - сказала дипломат.
Ранее политический консультант Роман Ларионов прокомментировал "Блокноту" решение премьеров Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО. Генеральный директор Центра стратегического консалтинга считает, что это говорит о серьезном сдвиге в стратегических ориентирах и принципах политического класса этих стран. Как сообщал «Блокнот», в 2017 году членство Финляндии в НАТО поддерживали 22% жителей страны, 59% выступали против такого сценария, еще 19% не смогли определиться. А уже в январе 2022 года об одобрении этой инициативы заявили 30% респондентов, следует из результатов опроса компании Taloustutkimus.