![Сбудется ли после переговоров в Сочи мечта Эрдогана о создании турецкой атомной бомбы Сбудется ли после переговоров в Сочи мечта Эрдогана о создании турецкой атомной бомбы](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/00000-1005x605.jpg)
Ядерное оружие позволит Турции занять принципиально новое место в мировой политике.
О том, что Путин и Эрдоган должны встретиться – речь шла несколько месяцев. И вот 4 сентября в Сочи президенты России и Турции начали диалог. В центре обсуждения мирные переговоры по Украине и зерновая сделка. Но речь идет и об атомной энергетике. Владимир Путин заявил: Турция стала членом международного клуба ядерных государств, после поставки первой партии российского атомного топлива на АЭС «Аккую». Она будет запущена уже в следующем году. Вот только мечты Эрдогана простираются дальше АЭС: его цель - создание собственной ядерной бомбы. Не исключено, что Турция воспользоваться крайне удобным для нее моментом, и при помощи России осуществить свои амбициозные планы.
Ядерное оружие – давняя мечта президента Турции. Да, на базе Инджирлик размещено порядка 50 американских атомных бомб, Но это собственность США и НАТО. Боеприпасы не получится использовать для своих «нужд», а, значит, ими нельзя пригрозить в случае конфликта с тем же Израилем, у которого ядерное оружие есть.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/2-1005x706.jpg)
К тому же, Турция претендует на роль если не мировой, то региональной сверхдержавы. Но эти претензии без ядерного оружия смотрятся несколько легкомысленно, когда рядом есть Пакистан, Индия и Китай, давно обладающие атомными бомбами.
Еще три года назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время своего выступления на Центрально-Анатолийском экономическом форуме в Сивасе сказал, что Турция, по его убеждению, должна иметь ядерное оружие и в этом направлении даже начались некоторые работы.
Позже он повторил эту мысль, заявив: «Некоторые страны располагают ракетами с ядерными боеголовками, почему нам нельзя их иметь? Я не могу это принять. Рядом с нами находится Израиль, и нас это пугает».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/11.jpg)
Да, Турция стремительно перевооружает свою армию. Если в 2020 году Турция на 80 процентов зависела от импорта вооружения, то сегодня этот показатель снизился до 30 процентов. За последние 5-6 лет в Турции было реализовано 750 оборонных проектов.
В 2023 состоялся первый полет самолета пятого поколения HÜRJET, который по тактико-техническим характеристикам превосходит американский истребитель F-35. В армию были переданы первые танки собственного производства Altay. Представлены гусеничные бронетранспортеры-амфибии ZAHA, тактические колесные бронеавтомобили Yörük 4x4. Турция ввела в эксплуатацию TCG: первый в мире корабль, предназначенный для базирования ударных беспилотников. Поднялся в воздух турецкий реактивный стелс-беспилотник. Среди проектов турецкого ВПК подлодка Hızırreis с торпедами своего же производства Akya. И это лишь малая часть той новой техники, которая идет в войска. Но, все же, без ядерного оружия стать «суперармией» у Турции не получится. Восток – дело тонкое. Это Россия принципиально не использует тактические атомные бомбы в ходе СВО. А если начнется масштабный конфликт с участием Израиля, в Тель-Авиве долго сдерживать себя не будут.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/tank-altaj-1005x667.jpeg)
Сильная сторона ядерных амбиций Турции – это обширные собственные месторождения топлива, которые позволяют избежать зависимости от внешних поставщиков. По данным турецкого Минэнерго, в стране есть доказанные запасы урановой руды в объеме не менее девяти тысяч тонн. Этого хватит на 30–50 лет самообеспечения ураном для электроэнергетики. Также к запасам можно добавить не менее 380 тысяч тонн ториевой руды.
До 2018 года фактически эксклюзивное право на разработку месторождений принадлежало американской компании Westwater Resources и аффилированным с ней фирмам. Летом 2018 года турецкие власти отозвали у американцев лицензию, вернув себе полный контроль над запасами.
Поэтому запуск АЭС «Аккую» – важнейший шаг для Эрдогана, мечтающего об Османской империи 2.0. Как минимум, это эффективный способ приблизиться к пятерке постоянных членов Совбеза ООН.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/istrebitel-TF-X-1005x670.jpg)
В области ядерных технологий у Турции ситуация неплохая. Еще в 1958 году в Стамбуле открылся учебно-исследовательский центр Чекмедже, где заработал первый турецкий атомный реактор мощностью 1 МВт. Центр занимался радиоизотопным анализом продуктов питания, воды, почвы, а также производством изотопов для медицины и разработкой атомных технологий.
В 2005 году в Анкаре открылся крупный учебно-исследовательский центр Сарайкей с ускорителями электронов и протонов. Он также нацелен в основном на производство изотопов для медицины, анализ, а также на исследование физики плазмы, ядерного синтеза и распада.
Помимо этого, в 2010 году в Анкаре начал работу центр ядерных исследований ANAEM. В Стамбульском техническом университете есть учебно-исследовательский реактор (TRIGA). Несколько компактных ускорителей работают у частных компаний медицинской отрасли.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/si-riya-1005x600.jpg)
Столь развитая исследовательская база делает Турцию ведущей страной по ядерным технологиям на Ближнем Востоке. Если не считать Израиль, то наработки сопоставимого уровня есть только у Ирана, но из-за санкций он не может их использовать в полной мере.
Все это еще не означает, что Турция сможет легко конвертировать свои достижения в создание ядерной бомбы. Что стоит на пути реализации такого плана? В первую очередь, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который Турция подписала и исполняет. Получить военный атом без пересмотра договора страна не сможет. А пересмотр или же выход из соглашения грозит Турции колоссальными проблемами. Но нельзя исключать, что Эрдоган решит: ядерное оружие стоит тех сложностей, с которыми столкнется страна.
Тем более, если бы Турция вышла из ДНЯО пару лет назад, она неизбежно столкнулась с мощной волной санкций, массированным внешним давлением и даже изоляцией. Но сейчас, когда Запад погряз в антироссийской истерии, и сам себе подрезал развитие экономики санкциями против РФ, никто не решится на аналогичные меры против Анкары. Более того, против будут США, которые не захотят полностью терять своего партнера на Черном море. Ведь тогда у Турции один курс – на сближение с Россией и Китаем. Поэтому сейчас идеальное время для того, чтобы реализовать амбициозные планы.
К тому же, на сегодня есть целый ряд стран, которые, не являясь членами ядерного клуба, имеют своё ядерное оружие. Это Пакистан, ЮАР, Израиль, Индия. И санкций к ним не применяют.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/4.jpg)
Знает ли о планах Эрдогана Владимир Путин? Безусловно. Но, судя по всему, ему крайне важна дружба с Эрдоганом и помощь со стороны Турции. Сегодня это, по сути, наш главный хаб в направлении Европы и Ближнего Востока. Поэтому, возможно, за закрытыми дверями в Сочи речь идет и о том, как Россия могла бы помочь Турции стать страной, обладающей ядерным оружием.
Самое интересное:
Зеленский с упоением раздает Украину Трампу, пытаясь спасти свою жизнь