При этом большая часть россиян не хотят участвовать в «марафонах желаний».
Россияне рассказали о своем отношении к так называемым «марафонам желаний» — онлайн-курсах, тренингах и марафонах, предлагающих изменить свою жизнь, приблизиться к исполнению желаний. Исследование на эту тему провел Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ).
О том, что в сети есть такие тренинги и курсы, половина россиян узнали во время опроса — такая реакция была у 46% опрошенных. 43% респондентов слышали, но затруднились привести название таких тренингов. Из конкретных курсов чаще всего выделяли марафон желаний Елены Блиновской (5%), среди молодых людей 18-24 лет этот тренинг назвал каждый десятый опрошенный (10%).
Большая часть опрошенных марафоны, меняющие жизнь, не проходили — так ответили 81%. При этом 14% респондентов сказали, что такие курсы проходили их друзья и близкие. Собственный опыт прохождения такого онлайн-обучения есть у 5% россиян, их доля выше среди 35-44 летних, жителей Москвы и Санкт-Петербурга и городов с населением 100-500 тысяч человек — 7%.
Половина участников онлайн-марафонов получили тот результат, на который рассчитывали. Треть — не увидели никакого эффекта от курсов.
Участвовать в «марафонах желаний» не планирует большая часть опрошенных, об этом заявили 80%. Чаще об этом заявляли жители столицы (86%), а также люди в возрасте 45-59 лет (85%). Участвовать в таких курсах хотят 17%, больше всего в этом заинтересована молодежь 18-24 лет — 31%.
Откуда такой интерес?
О марафонах заговорили после скандального разоблачения, которое устроила телеведущая и журналистка Ксении Собчак «инфоцыганам» — так она называют всех, кто продает такие курсы. Собчак возмутилась, что русскоязычный инстаграм заполонили онлайн-курсы от блогеров и артистов.
«Вас тоже утомили бесконечные сторис вроде: «Девочки, скорее записывайтесь на мой курс, осталось всего два места»? Ощущение, что с помощью этих манипуляций блогеры пытаются нас нагреть, продавая очередной говномарафон. Из-за этих милых ребят мы перестали видеть разницу между качественным онлайн-образованием и инфоцыганством», — высказалась телеведущая.
Собчак пояснила, что купила бы марафон или курсы у Илона Маска, так как он — эксперт, но у него нет своего инфопродукта. «Зато есть у Регины Тодоренко, которая учит мечтать. У Надин Серовски, которая обещает прокачать женственность, а заодно и заработать пару сотен тысяч», — продолжает Собчак.
По мнению журналистки, популярные блогеры и артисты пользуются тем, что у них миллионная аудитория и продают ей свои курсы, которые из себя ничего не представляют — это просто «воздух». После выхода ролика Собчак разгорелся скандал — на обвинения в «инфоцыганстве» ответила блогер Елена Блиновская. Она подчеркнула, что не отрицает того факта, что является «главным дьяволом в этой системе», но уверяет — с её продуктами всё в порядке. А после у Собчак вышло интервью с Блиновской, во время которого она устроила истерику, а после и вовсе заявила, что уходит из «Марафона желаний».
Как появились марафоны?
Ниша онлайн-марафонов зародилась в России в середине 2010-х — именно в то время появилась масса спортивных марафонов. Принцип у них был приблизительно один — группа участников худела, совместно занималась, следила за своим телом. У разных блогеров были свои принципы диет и занятий, но результаты у участников были и марафоны стали набирать ход.
Практически сразу возникло и еще одно направление для таких курсов — саморазвитие. Появлялись курсы, которые учили тайм-менеджменту, «увеличению денежного потока», «расхламлению» и, конечно же, «исполнению желаний». Первые коучи были профессиональными психологами, а потом что-то пошло не так. О возможности легко заработать догадались популярные блогеры и курсы с «денежными потоками» и «исполнением желаний» стали появляться как грибы после дождя.
Во время пандемии, когда многие были вынуждены больше времени проводить дома, онлайн-курсы и марафоны получили новый виток популярности. Сервисы Yandex Wordstat и Google Trends зарегистрировали взрывной рост поисковых запросов в апреле 2020 года: пользователи искали информацию по ключевым словам «онлайн-марафон» в 4 раза чаще, чем до объявления локдауна.
Чужие мечты = наши деньги
Чем привлекают марафоны? Обещанием высоких и одновременно быстрых результатов, а также тем, что ты не один будешь справляться со своей проблемой, будь то лишний вес, отсутствие денег или нереализованные желания. Также привлекательность повышают и блогеры, которые их продают — показывают, как работают практики, показывая в соцсетях те моменты, которые им выгодны.
Заработки проводящих марафоны и курсы блогеров оценивают в сотни миллионов рублей. Так, как пишет издание B-mag со ссылкой на данные агентства Didenok Team и Forbes, прибыль автора «Марафона желаний» превышает 200 млн рублей, а выручка авторов проекта «Сушка на бургерах» во время кризисного 2020 года составила около 140 млн рублей.
Тем не менее, марафоны и курсы — это не всегда плохо, считают психологи, но следует тщательно оценивать экспертов, которые будут давать вам знания, а также ваши траты на такой инфопродукт.
«Во время марафонов действительно можно получить какую-то информацию, но ее большой минус в том, что она обезличена, — считает главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель, его мнение приводит «Российская газета». — Каждый человек уникален, и подогнать всех под одну гребенку во многих случаях невозможно. Тем более, когда речь идет о людях с особенностями психики или мировоззрения — для них это может быть болезненно, травматично».
На онлайн-курсах от блогеров можно научиться и чему-то хорошему, особенно, если речь идет о приобретении новых практических навыков — основам макияжа, леттерингу, рисованию или фотографии. Но в случае с психологами и деньгами все же стоит быть внимательнее.
«Если и обращаться к людям, которые проводят психологические марафоны, то только к тем, кого вы знаете или можете серьезно проверить и убедиться в их компетентности. Я за индивидуальную работу, — отмечает главный психиатр Свердловской области и УрФО Олег Сердюк. — Желательно, чтобы этот человек вас знал лично, а не отправлял типовые рекомендации за ваши деньги. Качество помощи должно быть на высоком уровне, а это — глубокое понимание человека, который обратился с проблемой. Если вас не слышат, и вы не чувствуете, что эти рекомендации именно для вас, наверное не стоит участвовать в таких марафонах».
Ранее эксперты рассказали, почему восемь прививок не помогли Жириновскому защититься от «омикрона». Эксперт Виталий Зверев полагает, что Владимир Жириновский мог подорвать свой иммунитет из-за слишком частой вакцинации от COVID-19. Специалист предупредил о вреде столь частого вакцинирования и призвал не следовать примеру Жириновского.