За решением правительства приватизировать пакет ценных бумаг крупнейшей нефтяной компании могут стоять два варианта: позитивный и негативный. Однако эксперты склоняются ко второму варианту из-за того, что сделки в нефтяном бизнесе самые непрозрачные.
Позитивный вариант в решении правительства приватизировать 19,5 процента акций «Роснефти» – это их продажа хорошему инвестору и за хорошие деньги. Такого мнения придерживается доктор экономических наук Валерий Зубов. В то же время депутат Государственной Думы больше склоняется к тому, что акции будут проданы самим себе.
- И это второй негативный вариант, - поясняет депутат-справедливоросс.
Причину он видит в том, что все сделки в нефтяном бизнесе не отличаются «прозрачностью», поэтому что там будет происходить на самом деле и кто выступит в роли реального покупателя, так и останется неясным.
- У меня есть ощущения, что кроме китайских или своих инвесторов никто и не будет претендовать на эти акции, - говорит Зубов.
С сомнением относится к приватизации, проводимой в кризисное время, и другой депутат-справедливоросс - Андрей Крутов.
- Бюджету от этих поступлений существенной пользы не будет, поскольку рыночная стоимость акций раз в десять выше, - отметил член Комитета Госдумы по энергетике.
Нет ясности и с тем, кто же потенциальный покупатель, тогда как это немаловажный фактор.
- Я бы приветствовал продажу ценных бумаг в случае, если бы речь шла о стратегических инвесторах, которые помимо денег принесут еще и высокие технологии. Пока же информации слишком мало, - подчеркивает Крутов.
Затруднился объяснить депутат и решение продавать кусок рентабельной нефтяной компании.
У профессионалов настороженное отношение к идее продажи акций, разве что с оговорками типа «акции в обмен на технологии».
- Газ и нефть вполне могут находиться под контролем государства, и мировой опыт тому подтверждение. Более того, мы, справедливороссы, даже приветствуем, если стратегическая функция контроля останется за государством, - сказал депутат.
Крутов в то же время не исключает, что решение правительства может быть пересмотрено.
- Это наш стратегический актив, поэтому окончательное решение будет за президентом Владимиром Путиным, - констатирует депутат.