Первый заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева уверена, что повышение ставки рефинансирования до 17 процентов, предпринятое ЦБ, – «сумасшествие», рецепт спасения экономики – совершенно иной, и он известен.
В интервью изданию МК Оксана Дмитриева назвала действия ЦБ по борьбе с обвальным падением рубля противоречивыми и разрушительными.
- Перед нами типичная шизофрения – практически одновременные противоречивые действия. С одной стороны, жестко, дикими методами пытаются уменьшить количество средств, которые даются банкам, поднимая ставку рефинансирования, а с другой стороны – увеличивают до 5 млрд долларов лимиты предоставления средств этим же банкам через аукционы, - отметила депутат.
Однако наряду с этим правительство продавливает в Госдуме законопроект об использовании средств Фонда национального благосостояния для докапитализации банков, говорит Дмитриева.
Такие действия означают, что правительство предлагает передать банкам валютные средства в размере до 400 млрд в рублевом исчислении, чтобы улучшить их валютные позиции. При этом министр финансов Силуанов заявляет, что намерен перевести валютные средства бюджета в банки.
- Они увеличивают ставку рефинансирования, затрудняя доступ банкам к деньгам, и накачивают те же банки деньгами, - поражается Дмитриева.
Депутат не видит опасности банковского кризиса, если снизить ставку рефинансирования и контролировать ставки, по которым банки кредитуют реальный сектор. Банки должны, получая дешевые кредиты и дешевую ликвидность, работать в рублевой зоне: давать рублевые кредиты и привлекать рублевые депозиты.
Нежелание действовать по такой схеме Дмитриева объясняет привычкой банков брать дешевые кредиты за границей и давать дорогие кредиты в России и неспособность предложить что-либо иное на финансовом рынке.
Дмитриева считает, что необходимо использовать методы борьбы с кризисом, который есть у России после 1998 года.
- Надо делать точно то же самое, что делали Примаков (премьер-министр РФ в 1998-99 годах. – ред.) и Геращенко (глава Центробанка в 1998-99 годах. – ред.): низкая ставка ЦБ, финансирование за счет прямой эмиссии ЦБ, - считает депутат.
Дмитриева добавляет, что в нынешней ситуации прямая эмиссия не нужна, потому что есть большие золотовалютные резервы, но надо не повышать налоги и навести порядок с контролем. Однако правительство, напротив, повысило налог на добычу полезных ископаемых.
Оксана Дмитриева напомнила также, что во всем мире в период кризиса в 2008-2009 годах ставки рефинансирования были снижены вплоть до нуля!
- А 17 процентов – это сумасшествие, - уверена депутат.