Картину «Летят журавли» (12+) не хотели снимать из-за аморального образа главной героини

КиноОбсудить в телеграм
Картину «Летят журавли» (12+) не хотели снимать из-за аморального образа главной героини

Можно долго рассуждать о морали в советском обществе, но невозможно спорить с тем, что она действительно была высокой.

Сегодня многие знают и любят советский художественный фильм «Летят журавли», снятыйрежиссером Михаилом Калатозовым в 1957 году по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».

Фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Наряду с картинами «Баллада о солдате» (1959) и «Иваново детство» (1962) фильм «Летят журавли» изменил военный жанр советского кино, где ранее войну представляли как фронтовую жизнь. В этих фильмах война представлена как драма обычных людей.

Однако мало кто знает, что первые препятствия возникли еще у пьесы «Вечно живые», которая впоследствии легла в основу сценария к фильму «Летят журавли». В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, драматург Виктор Розов, написав пьесу «Вечно живые», был неприятно удивлен тем, что ее запретили печатать из-за аморального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Целых 13 лет пьеса была под запретом, и только по прошествии долгого времени отношение к пьесе было пересмотрено.

Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она сразу же стала популярной. В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссер Михаил Калатозов разыскал автора пьесы и попросил его написать сценарий.

Сценарий, за который взялся Виктор Розов сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — в будущий фильм на бумаге добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои.

При этом проблема «аморального облика» главной героини к этому времени никуда не делась. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать ее из сюжета было невозможно, то данная сцена была оставлена с пометкой «спорно».

Сценарий правили многократно: то что-то добавляя, то убирая или меняя местами. Уже на съемочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова.

Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию. Впрочем, создатели фильма были готовы к осуждению образа Вероники, и их не удивили ни упреки в попытке оправдать измену, ни осуждения за «мелочность сюжета», ни даже слова Никиты Хрущева, который назвал героиню девушкой легкого поведения.

При этом критики в один голос восхищались художественной работой оператора, говоря, что такого в советском кино еще не было. Естественно, что все это подхлестывало зрительский интерес, однако в прокате фильм занял только 10-е место. Казалось, фильм «Летят журавли» стал всего лишь одной из заурядных советских драм и обречен на забвение. Тем не менее, его ждала удивительная судьба.

Неожиданным свидетелем съемок драмы «Летят журавли» стал 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. В Москве он снимал документальный фильм об СССР и оказался на легендарном «Мосфильме», где в тот момент работали над пробегом Бориса по лестнице. Молодой режиссер был так впечатлен увиденным, что по возвращении на родину связался с директором Каннского фестиваля и рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино.

Директор фестиваля дождался премьеры, посмотрел ее и включил советскую драму в основной конкурс кинофестиваля. Правда, фильм оказался включен в программу под названием «Когда прилетают аисты», так как буквальный перевод названия на французский язык обретал грубое сленговое значение.

 В СССР да и в самой Европе мало кто мог представить, что фильм «Летят журавли» получит главный приз Канн, обойдя работы лучших европейских мэтров.

Чтобы представлять фильм на кинофестивале, в Канны полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Режиссер в это время лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадежной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей.

По западным меркам одета актриса была скромно, но ее появление все равно произвело фурор. Поклонником актрисы стал даже знаменитый художник Пабло Пикассо. В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» впоследствии приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята.

Западному зрителю оказалось проще принять спорный образ Вероники. В Советском же Союзе героиню осуждали, ведь по сюжету Федор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает Веронике переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюбленный в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Марк продолжает добиваться Вероники, во время бомбежки насильно вступает с ней в интимную связь и таким образом заставляет ее выйти за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает все семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от Вероники.

Можно долго рассуждать о морали в советском обществе, но невозможно спорить  с тем, что она действительно была высокой. Поэтому образ Вероники для многих оказался на грани порядочности и бесчестия. Тем не менее, картина «Летят журавли» оказалась лишена излишней идеализации человеческих отношений и была приближена к реальности, чем заслужила одобрение тех, кто не хотел видеть красивую сказку, а желал увидеть на экране жизнь такой, какая она есть.

Время показало, что режиссер и сценарист картины «Летят журавли» сделали правильный выбор, не став перекраивать основную сюжетную линию в угоду советской морали, и создали настоящий шедевр, который и по сей день является одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне.

Готовятся к удару по Крымскому мосту: Зеленский получил ракеты и самолёты для нового теракта

Хватит лжи! Премьер Грузии жестко отчитал Макрона из-за России и Украины

«Русским здесь не место»: актер Юра Борисов не получил американский «Золотой глобус» из-за национальности

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«К нам ломятся из аулов»: за год из России принудительно выслали 80 тысяч мигрантов

ОБЩЕСТВО

Раньше за пределы страны высылали значительно меньше иностранцев.

На двух стульях: «пророссийская» Грузия сдает назад и отказывается устанавливать дипотношения с Москвой

ОБЩЕСТВО

Пытаясь усидеть на двух стульях, Грузия рискует рассориться и с Россией, и с Западом, так как ее политика становится чрезвычайно невнятной.

«Для поддержания штанов»: пенсию в России повысят в четыре раза в 2026-2027 годах

ОБЩЕСТВО

По словам депутата Чаплина, запланированная индексация не превысит 5%.

Умер «французский Жириновский» Жан-Мари Ле Пен: почему его будет не хватать Европе

ОБЩЕСТВО

Смерть на 97 году жизни Жан-Мари Ле Пена заставляет задуматься о перспективах правой политики сегодня на Западе, благо покойный был самым ярким ее представителем за последние ...

Алиев начнет свою СВО: Азербайджан может захватить Армению в 2025-2026 годах

В МИРЕ

В случае полномасштабного конфликта тысячи беженцев хлынут в Россию.