Советские актрисы не хотели сниматься в подобных сценах. Им это казалось унизительным.
«Белое солнце пустыни» — советский художественный фильм 1969 года в жанре истерн режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Федора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы Гражданской войны. Однако немногим известно, что выход этой сверхпопулярной картины тормозился из-за того, что в нем была обнаружена эротика.
Фильм был снят на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Впоследствии съемочный коллектив и актерский ансамбль были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1998 года.
В 1968 «Мосфильм» планировал выпуск сразу двух приключенческих лент, но их сценарии так и не дождались утверждения. Тогда за дело взялся Валентин Ежов, известный зрителю по фильму «Баллада о солдате». Заручившись поддержкой ветеранов Гражданской войны, воевавших в Средней Азии, он оперативно набросал новый сценарий, призванный порадовать зрителя «экшеном» о схватках с басмачами.
По ходу создания сюжета возникла идея включить в картину «женскую линию». Оказалось, что брошенные в пустыне гаремы действительно существовали. Консультанты поведали писателю о часто встречающихся в пустыне гаремах, брошенных убегающими от красноармейцев бандитами на произвол судьбы. Доблестным защитникам ничего не оставалось, кроме как препровождать обреченных на гибель женщин к ближайшим кишлакам. Так появился проект с рабочим названием «Спасите гарем».
Режиссер будущего шедевра – Владимир Мотыль тщательно подошел к подбору актерского состава, но не обошлось без казусов. Роль Федора Сухова подошла Анатолию Кузнецову, который вскоре сломал ногу. Из-за этого лавры главного героя могли украсить карьеру Георгия Юматова, но он практически перед съемками пострадал в драке, и Кузнецов был срочно вызван на съемки. В итоге Кузнецов навсегда стал товарищем Суховым.
Более или менее гладко все прошло с Абдуллой, Верещагиным, Саидом и Петрухой. Эти персонажи достались грузинской звезде Кахи Кавсадзе, Павлу Луспекаеву, который уже тогда был одним из самых известных актеров ленинградского БДТ, Спартаку Мишулину и молоденькому Николаю Годовикову. Дело оставалось за малым – найти актрису, которая сможет воплотить образ Катерины Матвеевны. Здесь и случилась заминка.
Никто не подходил на роль музы героического защитника гарема, пока в коридорах «Ленфильма» режиссеру не встретилась журналистка Галина Лучай, которая необыкновенно ярко вписалась в амплуа колоритной жены Сухова.
Съемки фильма проходили в Дагестане на берегу Каспия. Декорации не были дорогостоящими, но местные воры нашли, на что позариться. В их карманы перекочевали дорогие часы «Буре», которые предназначались Сухову, и еще несколько вещей. Мотыль не растерялся и пошел на поклон к местному авторитету, предложив тому роль в картине.
В «Белом солнце пустыни» снялся настоящий криминальный авторитет. «Уважаемый Али» не устоял перед соблазном славы. Когда режиссер посетовал на отсутствие реквизита, следующим утром все украденные вещи оказались на прежних местах.
Секс-символ пустыни Кахи Кавсадзе. один из самых красивых актеров Дагестана, просто не мог, по мнению режиссера, остаться без эротической сцены. Таковая имела место, но в итоге была забракована цензурой. Полуобнаженный Абдулла на ложе с одной из жен смотрелся весьма эффектно. Роль Абдуллы принесла Кахе Кавсадзе всесоюзную известность. В своих воспоминаниях актер поделился, что очень стыдился этой сцены. Мотыль еле заставил его раздеться, выгнав всех из павильона, но в самый разгар съемки на площадку прорвалась женщина, которая оказалась женой «черного атамана» – Беллой. В итоге вышел неприятный конфуз.
Работа над фильмом была нелегкой. Сказывался жаркий климат и отсутствие элементарных удобств. Несмотря на рекордно короткие сроки создания картины, руководство студии было не в восторге от просмотренного.
Режиссеру пришлось внести 27 правок: от «вырезки» эротики до иконы «Богородицы» и замены оркестровки. Режиссеру пришлось вырезать и момент, когда Абдулла поджег бак с гаремом внутри. По задумке Мотыля, «жены» должны были выбежать оттуда и начать срывать с себя горящую одежду. Но советские актрисы не хотели сниматься в подобных сценах. Им это казалось унизительным.
В конце концов, режиссер сумел кое-как уговорить девушек сняться в этом эпизоде. Но комиссия его забраковала и приказала убрать из фильма. Появление даже полуобнаженной женской фигуры на экране считалось в то время чем-то аморальным.
В итоге после всех правок у Мотыля получился совершенно другой фильм. Хотя, поначалу он планировал снять кино под названием «Спасите гарем», где главными действующими лицами был Абдулла и его супруги. Однако все эти жертвы оказались напрасными. Картина все равно легла на полку.
Несмотря на многочисленные изменения сценария и корректировку уже отснятого материала, комиссия не допустила выход «Белого солнца пустыни». Казалось, кто-то просто ставит Владимиру Мотылю палки в колеса. Режиссер был в отчаянии и не знал, что ему делать.
Внезапно произошло то, чего никто не ожидал. Волею судьбы фильм «Белое солнце пустыни» увидел Брежнев. Говорят, фильм генсеку понравился, поэтому вскоре картина вышла в прокат. Ее посмотрели миллионы советских зрителей. Многие фразы из киноленты стали крылатыми, а песню «Госпожа удача», которую исполнил Луспекаев, пели на каждом застолье.
Картина стала по-настоящему народной. С особым трепетом к приключениям в пустыне отнеслись космонавты. Они завели традицию пересматривать кино перед каждым стартом.