Проблема даже не в том, что пенсии в России низкие. Проблема в том, что они снижаются.
Пенсии в стране не то чтобы впечатляют, а молодежь вообще не уверена, что будет ее получать. Попытки неолибералов перейти на накопительную систему провалились, а неоконсерваторы предлагают населению падать на колени в благодарности к правительству, поскольку тридцать лет назад пенсии задерживали, а сейчас вот нет такого безобразия. И вообще, откуда у государства лишние деньги?
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Проблема даже не в том, что пенсии в России низкие. Проблема в том, что они снижаются.
Начнем с понятия «низкие» и «высокие». Эти понятия требует сравнения. Сравнивать мы будем не в евро и юанях, цены везде отличаются. Сравнивать пенсии мы будем с заработными платами.
Дело в том, что пенсия - это не подачка нищим на дряхлую старость. Пенсия - это отложенная плата за труд. Работник не автомобильный мотор, который отправляют на свалку после того как тот выработал ресурс. Работник это человек. И он должен иметь доход, позволяющий ему сохранять примерно тот уровень жизни, который он имел, пока работал. Понятно, что в молодости и среднем возрасте люди сильно вкладываются в детей, стремятся обрести свое жилье. К старости эти задачи обычно решаются, зато увеличиваются траты на здоровье. Поэтому пенсия все равно сравнивается с заработной платой.
В ходе борьбы рабочего класса планеты Земля за достойную старость возник признанный стандарт: коэффициент замещения утраченного заработка. Проще говоря, какой процент от прежней зарплаты получает работник, выходя на пенсию. Международный стандарт - 40%. В развитых странах он выше: 50% во Франции, 60% в Швеции, 70% в Германии и целых 87% в Великобритании.
Пять лет назад, когда у нас в стране повышали пенсионный возраст, власти торжественно обещали что обеспечат коэффициент возмещения утраченного заработка в России на уровне 40%. Мол, пенсионеров слишком много развелось, но если их число сократить, то оставшиеся заживут припеваючи.
Коэффициент замещения тогда был 33%. Сегодня он упал до 26.5%. То есть, выходя на пенсию, российский работник должен приучиться жить на четверть своей прежней зарплаты. Поскольку многие получают зарплату в 20-25 тысяч рублей, власти подтягивают выплаты до уровня прожиточного минимума. И с гордостью говорят: «ну вот, мы о вас позаботились, вы сами виноваты, что не заработали себе на старость, но мы вас выручим и от голода вы не умрете».
Одновременно с тем введено множество ограничений, чтобы никто не дай Бог не получил большую пенсию. Стаж свыше 45 лет не учитывается. Советские заработки учитываются не выше 20% от средней советской зарплаты (коэффициент 1.2). Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. В новой балльной системе нельзя заработать более 10 баллов в год.
Поэтому с каждым годом пенсия все сильнее и сильнее сближается с прожиточным минимумом. Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму в 2020 году составляло 165%, сейчас упало до 161%, а в 2026 году снизится до 147%.
Наконец, пенсионный возраст повышен сильнее, чем думают люди. Введены требования по стажу (15 лет) и баллам (28 баллов). Один балл дается за год работы на минимальной зарплате. Стало быть, если рабочий официально трудился на минималке, ему требуется почти тридцать лет стажа. А если нет такого стажа, то пенсию он получит в 65 лет (женщина) и 70 лет (мужчина). Таких людей будут миллионы.
Делается все, чтобы люди не имели пенсии, а если и имели, чтобы она не сильно отличалась от нищего прожиточного минимума.
И это не просчет, а политика. Есть такой Владимир Назаров, директор финансового института при Минфине России. Именно он получил пять лет назад подряд на написание текста закона о повышении пенсионного возраста. Этот неолиберальный господин тогда прямо заявил, что к 2070 году на Пенсионный фонд надо повесить «большой амбарный замок». Дескать, пусть люди сами себе копят на старость и рожают больше детей, чтобы те выручали. Назад, в XIX век. А недавно сроки такого будущего он приблизил, обозначив 2050-е годы. Остается только добавить, что в 2020 году господин Назаров получил от государства в качестве зарплаты 62 млн рублей.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Пенсионный фонд России, нынче переименованный в Социальный, формируется за счет налогов (страховых взносов) с работников.
Труд в России недооценен. Доля зарплаты к ВВП за последние пять лет сократилась с 48% до 39%. Это значит, что россиянам ежегодно недоплачивают примерно 12-13 триллионов рублей. А поскольку пенсии представляют собой фактический налог на зарплату, то при низких зарплатах будут и низкие пенсии. Разница в Социальный фонд - три триллиона рублей.
Кроме того, не менее 15 миллионов работников трудятся не официально, без договоров. Их можно легко обмануть по зарплате и уволить без объяснения причин. Таких людей особенно много в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. С их зарплаты вообще не поступают никакие отчисления в Социальный фонд. Разница - еще три триллиона.
Далее, при зарплатах свыше 200.000 рублей в месяц действует льгота на уплату пенсионных взносов. Низкооплачиваемый работник выплачивает через работодателя взносы в размере 30%, высокооплачиваемый - 15%. Разница еще 0.8 триллионов рублей.
Мы уже насчитали почти семь триллионов рублей. Сегодня на пенсии выделяется 11 триллионов. То есть, приняв системные решения, можно выйти на рост пенсий на 65%.
А Я ВОТ НАКОПЛЮ…
В интернете широко распространены публикации на тему: «а вот здорово бы, чтобы государство отменило отчисления в Пенсионный фонд, тогда можно откладывать деньги самостоятельно и накопить на старость много». И расчеты приводятся.
Эта логика приведет к ликвидации пенсий в стране вообще. Накопления, позволяющие прожить хотя бы пару лет, имеет всего 8% россиян. Накопления возможно при высоких доходах и экономической стабильности. И даже небольшая часть населения, что имеет высокую зарплату, стоит сейчас перед вопросом: а что делать в условиях высокой инфляции? Банковские вклады? Облигации? Акции? Юань?
Но у львиной доли работников таких вопросов вообще нет. Реальные зарплаты падают уже десятилетие. Поэтому с 2014 года вдвое выросла закредитованность населения и сегодня она выше, чем в США, где, как известно, все живут в долг. В моей родной Астраханской области уже 24% населения имеют из-за долгов проблемы с приставами. В случае перехода на так называемые «накопления» никаких накоплений не будет. Эти средства просто уйдут на текущее потребление.
Простой вопрос: много ли накопили российские строители и сельхозрабочие, у которых нет ни официальных договоров, ни отчислений в пенсионный фонд?
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?
В основе пенсий лежит зарплата. Высокая зарплата есть там, где у людей есть права: официальная занятость, эффективный профсоюз, право на забастовку, гарантии от произвольных увольнений. Все эти права, похороненные с отменой советского Трудового Кодекса в 2001 году, нужно возвращать. Более того, фирмы, применяющие неофициальные трудовые договоры, должны быть отсечены от любых государственных контрактов, заказов и поставок.
Нужно системно повышать заработную плату людям, в том числе в госсекторе, начиная от учителей и врачей и заканчивая рабочими государственных коммунальных компаний. Именно рост зарплат должен стать основным показателем эффективности правительства России и местных властей. Роль премий должна быть снижена в пользу высоких окладов (его в отличие от премии не отнимешь).
Нужно вернуть плоскую шкалу пенсионных взносов, чтобы директора Роснефти платили такой же процент, как и водитель Скорой помощи (сейчас они, повторим, платят меньше).
Нужно по европейскому пути использовать систему трехсторонних договоров между профсоюзами, бизнесом и государством для создания модели корпоративных пенсий. В России есть хорошие примеры корпоративных пенсий летчиков, авиадиспетчеров и работников Газпрома, эта практика должна быть расширена.
Накопительную пенсию можно оставить как добровольную, поощряя накопления софинансированием из бюджета по системе «рубль к рублю».
Сам расчет пенсий должен быть простым и понятным, как было в СССР.
Должна быть возвращена индексация пенсий работающим пенсионерам.
И, конечно, пенсионный возраст должен быть снижен.